07:49 Что скрывают древние туалеты |
Фото: Robert Harding / Globallookpress.com В древнем мире туалет был чем-то вроде джакузи: далеко не каждый мог позволить себе удобство, которое для подавляющего большинства современных людей уже стало обыденным. Останки античных общественных уборных и следы их содержимого оказались богатейшим источником знаний об укладе жизни давно умерших людей, однако наука лишь недавно обратила на них серьезное внимание. Статья, вышедшая в журнале Nature, рассказывает, о чем поведали археологам древнеримские туалеты. Примерно две тысячи лет назад под одним из самых великолепных дворцов Древнего Рима располагалось помещение с высокими потолками. В нем вдоль стены протянулась длинная скамья, в сиденье которой были прорезаны 50 отверстий размером с обеденную тарелку. В комнате всегда была повышенная влажность, специфический запах и множество людей низшего сословия. А сегодня это помещение недоступно для обычных людей, ведь место, которое раньше было общественным туалетом, теперь является достоянием ученых — историков и археологов. Уборная располагается на холме Палатин, который когда-то был одним из самых густонаселенных районов Рима. Энн Колоски-Остров (Ann Koloski-Ostrow) и Джемма Янсен (Gemma Jansen) изучали ее в 2014 году: измеряли высоту каменной основы скамьи (43 сантиметра, что было удобно для большинства людей), расстояние между отверстиями (около полуметра, что обеспечивало личное пространство сидящему) и глубину канализации (до четырех метров). Ученые также предположили, что источником воды, которая вымывала из канализации нечистоты, были банные комнаты, находившиеся поблизости. Граффити на стенах неподалеку от входа намекали на длинные очереди, где у людей было достаточно времени, чтобы написать или вырезать какое-нибудь сообщение, прежде чем занять свое место на скамье. Подземное расположение туалета в сочетании с красно-белой окраской стен говорило о том, что его посетителями были люди низшего класса — возможно, рабы. Комнату обнаружил в 1913 году итальянский археолог Джакомо Бони (Giacomo Boni). Нормы приличия того времени не позволили ученому признать, что он нашел туалет, поэтому в своем докладе он предположил, что дырявая скамейка могла быть частью сложного механизма, предназначенного для снабжения водой верхних помещений дворца. Спустя век древние туалеты перестали быть столь деликатной темой, поэтому ученые открыто исследуют их для того, чтобы понять образ жизни людей прошлого. Общественные уборные позволяют узнать о рационе питания, болезнях и привычках жителей Древнего Рима, особенно тех, кто относился к низшим слоям населения. Археологи сумели выяснить, что люди с некоторым трепетом относились к туалетам, отчасти из-за суеверий, отчасти из-за реальных опасностей, исходивших от крыс и других паразитов, скрывающихся в коллекторах. Древний Рим славился своими сложными водопроводными и канализационными системами, но исследования отходов жизнедеятельности позволили выяснить, что санитарные условия оставляли желать лучшего. Римская богиня Фортуна, по мнению древних римлян, охраняла посетителей туалета от опасности Изображение: Naples, National Archaeological Museum Первые простые туалеты, как считается, изобрели в Месопотамии в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. Они представляли собой ямы глубиной четыре метра, облицованные полыми керамическими цилиндрами около метра в диаметре. Древние люди не проявляли особого рвения к усовершенствованию технологий канализации. Туалеты были удобными, их установка — дешевой и простой, тем не менее они оставались редкостью. Домов с уборными было очень немного, большинство людей пользовались ночными горшками или ходили «в поле». Из-за неширокого распространения туалеты не могли сыграть большую роль в улучшении здоровья населения. Основная функция любой хорошей системы канализации — отделять отходы от людей, предотвращая тем самым фекально-оральный механизм передачи инфекций. Отхожие ямы Месопотамии справлялись с этой задачей, но, чтобы действительно улучшить эпидемиологическую обстановку, необходимо было обеспечить доступом к ним хотя бы 75 процентов городских жителей. Современных людей античная эпоха поражает темпами развития технологий. Только спустя тысячу лет минойцы на острове Крит догадались усовершенствовать туалет, добавив емкости для промывания. Технологический прорыв, однако, был доступен только элите. Первыми известными археологам уборными «нового поколения» был оснащен дворец в городе Кноссе: вода, использующаяся в туалете, смывала отходы в канализационную систему дворца. Изобретение возымело спрос. В первом тысячелетии до нашей эры древние греки классического периода (V-IV веков до н.э.), а затем и эллинистического периода пользовались масштабными общественными туалетами. Уборные представляли собой большие комнаты со скамьями, снабженные дренажными системами. Кроме того, туалеты появились в домохозяйствах среднего класса. Повсеместность отхожих мест стала признаком процветания общества, представители которого стали жить с большим комфортом. Общественный туалет Древнего Рима Фото: Fubar Obfusco / Wikipedia.org Римляне, однако, превратили туалеты чуть ли не в национальное достояние. По словам Колоски-Остров, около I века нашей эры общественные уборные, как и бани, стали неотъемлемой частью римской инфраструктуры, почти все жители Рима имели частные туалеты. Тем не менее археологи очень мало знают о том, как функционировали отхожие места и какую роль в культурной жизни людей они играли. Во времена Римской империи мало кто писал о туалетах, а немногие сохранившиеся записи имели сатирическую направленность, которую трудно интерпретировать. Энн Колоски-Остров, которую коллеги-археологи шутливо называют «королевой уборных», показала, что к этой теме следует относиться серьезно. Вместе с Янсен и другими учеными она исследовала 60 древних туалетов Рима, которые ранее не привлекали внимания специалистов. Римские общественные уборные выглядели так же, как и их греческие предшественники: деревянная или облицованная камнем скамья, расположенная над канализацией. В сиденьях были прорезаны круглые отверстия, а спереди — щели в форме замочной скважины. Последние, по мнению ученых, были предназначены для чистки унитаза с помощью аналога современного ершика — палки с наконечником в виде губки. Вдоль скамьи протянулись небольшие водостоки, в которых можно было промывать губку. Между унитазами не было стен, поэтому об интимной обстановке не могло быть и речи. Один из первых известных туалетов, который промывался водой, находится во дворце в Кноссе на острове Крит. Фото: Department of Classics at UNC Chapel Hill Частные туалеты имели другое устройство. Они располагались внутри или рядом с кухней, что было очень практично, поскольку позволяло утилизировать пищевые отходы. Для промывки уборной использовались ведра с водой, туалеты не были соединены с городской канализацией, поэтому их приходилось очищать вручную, а содержимое утилизировать либо в саду, либо за пределами города. Канализация — несмотря на расхожее мнение, что она была венцом римской цивилизации — получила не столь широкое распространение и не была эффективной. Колоски-Остров проверила, использовались ли в них какие-либо современные принципы санитарных технологий, в том числе регулярные продувки воздухом или контроль за осаждением твердых отходов, уменьшающий зловоние и засорение. Оказалось, что канализация абсолютно не соответствовала современным стандартам: некоторые каналы полностью блокировались илом меньше чем за год, поэтому требовали периодической уборки — крайне грязной и опасной работы. Помимо прочего, древние туалеты поведали о кулинарных привычках римлян. Жители античных городов, как и современные люди, страдали от негигиеничной привычки бросать мусор в унитаз, зато пищевые отходы стали богатым источником информации для ученых. Оказалось, что даже беднейшие горожане питались инжиром, яйцами, оливками, виноградом и моллюсками, использовали в качестве приправ укроп, мяту, кориандр и горчицу. Большое количество отходов показало, что римляне предпочитали готовить дома. Обилие рыбьих костей позволило сделать вывод о развитости рыботорговли. Туалеты являются своеобразным окном в жизнь людей той эпохи, о которой археологам прежде было мало известно. Большинство ученых сосредотачивали свое внимание на дворцах и монументальных сооружениях, принадлежащих элите. То, что историческая наука наконец обратила внимание на уборные, является, по мнению Колоски-Остров, во всех отношениях положительной тенденцией. автор материала Александр Еникеев + немного информации из статьи А. Сильнов. ТУАЛЕТЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОСТРОЕК ДРЕВНЕГО РИМА О том, какое значение придавали сами римляне вопросам чистоты и гигиены, можно судить из факта наличия в римском Пантеоне богов, охраняющих туалеты. Стертиций (Stertitius) был бог земли и отходов, а Крепит (Crepitus) - бог туалетов; Клоакина (Cloacina) - богиня подземных вод и покровительница знаменитой подземной канализации Cloaca Maxima. Общественные сооружения, названные в её честь "клоаками", имели специальные святилища, где люди могли делать жертвоприношения Клоакине. В более поздние времена само существование храма богини Клоакины ("очистительницы" - эпитет Венеры) вызывало язвительную иронию христиан. Между тем, несмотря эти насмешки, само существование Cloaca Maxima является одним из величайших достижений римской инженерной мысли, непревзойденным в христианской Европе вплоть до XIX в. /.../ Если мы начнем анализировать то, что архитекторы называют объемно-пространственным решением, то здесь современный читатель, видимо, испытает легкое недоумение. Дело в том, что, в отличие от современных туалетов, представляющих собой небольшие кабинки индивидуального пользования, римляне строили помещения общественные. Ибо они посещали туалеты не только по прямому назначению, но также и для общения. Для римского гражданина посещение туалета являло собой социальное действие - это было место для встреч, обсуждения дел, слухов и т. п. Более того, римлянину было бы весьма сложно представить себе туалет в виде маленькой кабинки, которая закрывается на замок. Ричард Вуд в своей книжке, посвященной истории туалетов, отмечает, что в 315 г. н. э. в Риме было 144 общественных туалета - цифры, сопоставимые с современным мегаполисом (Wood R. Loos through the Ages. Hove, 1977. Р. 7). Некоторые из них были очень вместительны - например, в термах Адриана в Ливии они спроектированы на 50 человек (см. рис. выше), с богатой декоративной мозаикой на полу и фонтанами. /.../ Как функционировал общественный туалет. Археологические раскопки военного лагеря в Честер Форте (римский Cilurnum) в составе укреплений Адрианова Вала в провинции Британия (II в. н. э.) дают представление о пространственном решении такого туалета в термах военного лагеря (см. рис. с реконструкцией солдатского туалета в Честер Форте). Термы состояли из трех помещений, где поддерживалась разная температура: tepidarium, calidarium и frigidarium (теплая, горячая и холодная). Туалет примыкал к большому помещению для отдыха и смены одежды, здесь прекрасно сохранилась часть стены с каменными арочными нишами. Главной его функциональной особенностью был водный канал с проточной водой, выведенный наружу до ближайшей реки. Для гигиенических целей римляне применяли материал, сильно отличающийся от привычного для нас пипифакса. Вместо бумаги использовалась средиземноморская губка (эластичная пористая масса), насаженная на деревянную палочку. Римский солдат, посещающий термы и латрины в Честере, первым делом выбирал палочку с губкой. Её нужно было обмыть в проточном канале, используя находящиеся рядом резервуары с солёной водой или уксусом. Мраморные сиденья для посетителей туалета зачастую украшались изысканной мозаикой. В Тимгаде мозаичный дельфин разделял каждое место. Прикрепления: Картинка 1 |
|
Всего комментариев: 3 | |
| |