03:03 Тайны Пузатого Холма |
История открытия Гёбекли-Тепе (тур.Göbekli Tepe) – храмовый комплекс, который расположен на Армянском нагорье в верховьях реки Евфрат. Находится на расстоянии 8 километров от нынешнего города Шанлыурфа (тур.Şanlıurfa), который в античные времена носил греческое название Эдесса – юго-восток современной Турции. На сегодняшний день является наидревнейшим мегалитическим сооружением в мире. Общий вид на Гёбекли-Тепе с высоты птичьего полета. Местные фермеры, расчищая от камней участок, примыкающий к подножью холма, обнаружили каменную кладку. В 1995 году к раскопкам здесь приступили сотрудники стамбульского отделения Немецкого археологического института (Deutsche Archäologische Institut, DAI) в сотрудничестве с музеем Шанлыурфа под руководством археолога Клауса Шмидта. Изучение данного памятника стало делом его жизни. Клаус Шмидт (1953-2014). Строения Комплекс состоит из круглоплановых сооружений, которые расположены определенным образом по отношению друг к другу. Благодаря методу магнитной фотосъемки на местности установлено, что таких сооружений около 20-и. Но на сегодняшний день раскопано лишь 4-и из них, которые получили название А,В,С и D, по порядку их открытия. В начале раскопок археологи очистили три круглых помещения диаметром по 30 метров и 39 монолитных стел, на которых были изображены леопард, лиса, дикий осел, змеи, кабан, утка, тур, а также существа, похожие на людей. Начиная непосредственно от поверхности земли и в глубину, было обнаружено не менее пяти культурных уровня. Были раскопаны каменные стены, вертикально установленные массивные каменные столбы – ортостаты и остатки четырех слоев мозаичных полов, уложенных непосредственно друг на друга. А также множество камней с изображением различных животных. Археологи освободили из недр три круглых помещения диаметром по 15-20 метров и 39 монолитных стел, на которых изображен целый зоопарк: леопард, лиса, дикий осел, змеи, кабан, утка, тур. На раскопанных позже стелах оказались еще и изображения насекомых, газели, журавля, горного барана и что-то вроде сороконожки. Посреди одного из круглых залов, опираясь на мозаичный пол, стояли две пятиметровые каменные колонны весом по 50 тонн, еще несколько таких колонн были вделаны в довольно грубо обработанные стены из дикого камня. Массивные Т-образные ортостаты могли выполнять функцию опор для крыши, ведь они располагались попарно и в центре «помещения». Строения были воздвигнуты за 7 тысяч лет до того, как в Египте появилась первая пирамида. Датирование показало, что они относятся к самому раннему неолиту, находящемуся на границе с концом палеолита, примерно за 11 500-9600 лет до нашей эры. До сих пор считалось, что в те времена люди жили охотой и собирательством, еле успевая удовлетворять свои элементарные потребности в пище, - им было не до сооружения каменных произведений искусства и архитектуры. Геомагнитное сканирование Пупочной горы показало, что в ней скрывается не менее десяти подобных округлых образований, и если каменные стелы и колонны расставлены в них так же, как в уже раскопанных залах, то таких монументов должно быть около двухсот. Культовый центр древних охотников Обнаруженное сооружение очень похоже на крупный культовый комплекс. Понять, какая религия здесь исповедовалась, сегодня, видимо, невозможно. Бесспорно лишь одно: уже в те времена, 11 500 лет назад, людей волновали не только нужды повседневной жизни, но они уже задумывались и о чем-то вечном, выражая свои мысли в произведениях искусства. До сих пор считалось, что "примитивные" племена, жившие охотой и сбором съедобных даров природы, не знавшие даже керамики, не были способны на создание таких сооружений. Для строительства комплексов, подобных обнаруженному в Турции, необходимы хотя бы зачатки сложно устроенного общества. Так, значит, оно уже в каком-то виде существовало? Эта же картинка крупно В то время культурного земледелия еще не было, а многочисленные изображения на артефактах животных и людей могли означать сцены охоты. Часто встречающиеся единичные или парные звериные изображения, такие как бык, волк или дикий вепрь, опираясь на данные этнографии, трактовались как вероятные первопредки - тотемы племён. На новых участках памятника были раскопаны ортостаты со сложным сюжетом изображений, которые сценой охоты назвать очень трудно. Ведь во многих изображениях, наряду с другими животными, также узнавались образы змей, пауков, скорпионов и разнообразных птиц, которые были размещены в определенном порядке – поодиноко и группами. Более того, на центральных местах некоторых колон, были четко выбиты абстрактные знаки – Н-образный в разных вариантах исполнения, а также полумесяц с кругом. Сооружение D, колонна №33. Было расчищено одно «помещение», которое включало ведущую внутрь пятиступенчатую лестницу и изготовленную из камня скальной породы, имеющую высоту стола плиту, вполне вероятно, алтарного назначения. Также археологи обнаружили несколько каменных порталов, предположительное назначение которых – отделять сакральное пространство храма от внешнего мира. Каменный портал. Сооружение В. Общий вид и деталь. Появились многочисленные изображения лисиц, преимущественно в агрессивных позах, исполненные в натуральную величину. Лисьи изображения выбиты на колонах и на боковых сторонах центральных Т-образных ортостатов. Но почему этот образ настолько распространен на артефактах ГТ? Ведь тотемом лису сложно назвать. Этот вопрос на данный момент остается без вразумительного ответа со стороны специалистов. Изображение лисы на боковой части колонны. Пингвин (?). Кроме лисьих образов, на некоторых Т-образных ортостатах, были изображены человеческие руки и пояс. Сооружение D. Столб №18. Представленные на колонах многочисленные животные, преимущественно изображены в агрессивных позах и смотрят внутрь круга. Животные парных столбов изображены на соответствующих сторонах ортостатов, обращенных к двойнику, и смотрят в сторону входа. Волк. Кабан. Обсерватория Для чего такое большое количество сооружений? И почему центральные столбы в разных сооружениях имеют разную ориентацию относительно сторон света? В поисках ответов на эти вопросы, некоторые исследователи пришли к выводам, что ГТ не просто храм, но, в первую очередь, обсерватория. Должно быть, в пользу этого предположения, можно причислить такие артефакты как известняковые кольца, которые так часто встречаются на раскопках в большом количестве. Известняковое кольцо. Углубления на известняковой плите. Отверстия просверленные в колоннах. Такие кольца, на данный момент, известны лишь по раскопкам в ГТ и раз подобных аналогов в мировой археологии нет, потому их предназначение археологам пока непонятно. Но использовать их как своеобразный инструмент для наблюдений за звездным небом вполне возможно! Должно быть, этим же целям служили отверстия, просверленные в некоторых колоннах, а также углубления, сделанные в отполированных известняковых плитах. Несколько лет назад профессор Миланского технического университета Джулио Магли (Giulio Magli) на основе анализа картографических данных, спутниковых снимков, археологических данных и другой информации выдвинул гипотезу, что комплекс ГТ был посвящен Сириусу, а также для наблюдений за небом южного полушария. Но почему именно этой звезды? Моделируя звездное небо 10-го тыс. до н.э. с помощью компьютерной программы Магли обнаружил, что над ГТ в тот период произошло довольно эффектное явление - «рождение новой» звезды, которую мы называем сегодня Сириус и которая стала 4-м по яркости объектом на ночном небе после Луны, Венеры и Юпитера. И, конечно же, это было очень впечатляющим зрелищем для людей того времени. Кроме того, достоверно известно, что Сириус почитали некоторые древние народы. Например, египтяне отождествляли Сириус (егип. Сотис) с Исидой, при этом её муж Осирис, отождествлялся с Орионом (егип. Сах), который именовался царем звезд. А также, в древнеегипетском календаре начало нового года приходился на гелиакический восход Сириуса. Африканское племя догонов также выстраивало цикл своих праздников, ориентируясь на Сириус. Касательно ориентации комплекса замечания Магли достаточно обоснованы, ведь на данный момент известно, что раскопанные монументальные круглоплановые сооружения слоя III расположены в глубокой впадине, которая делит южный склон на две половины и открывается в долину. Также верно, что из-за прецессии длительное время Сириус было невозможно наблюдать на широте ГТ. Ведь он ушел за горизонт еще около 15000 тыс. лет до н. э. Достигнув минимума, звезда начала приближаться к горизонту и снова стала видимой за несколько дней до летнего солнцестояния около 9300 г. до н.э. Восхождение Сириуса. Далее, профессор Магли обнаружил, что экстраполированные средние азимуты сооружений D, C и В (взятые как средние линии между двумя центральными монолитами) соответствуют восходящим азимутам Сириуса в следующие приблизительные даты: Сооружение D - 172 ° 9100 до н.э. Сооружение C - 165 ° 8750 до н.э. Сооружение B - 159 ° 8300 до н.э. Иными словами, Сириус в эти даты будет находиться строго на горизонте между двумя центральными ортостатами каждого, указанного выше, сооружения, причем в дни летнего солнцестояния. Есть и другие Гипотезы. В них есть расхождения, но есть и общее зерно - все исследователи сходятся во мнении, что комплекс ориентирован по звездам. Прочем, также как и многие другие сооружения глубокой древности. А это значит, что древние жители того региона обладали необходимыми знаниями не только в строительстве, но и в астрономии! Кроме того, вероятно, что они каким-то образом фиксировали свои наблюдения. И вполне возможно, что они делали это привычным для людей того времени образом – высекая определенные изображения на колонах комплекса. Исходя из этого, исследователям в последнее время, не дает покоя один, крайне интересный вопрос – какое послание закодировано на столбе №43 или, как его еще называют, колонне «Стервятника»? Сооружение D. Колонна №43 или камень «Стервятника». Учёные интерпретировали изображения на камне как созвездия на небе, которые расположены в определенном порядке. Так, по их мнению, основные символы – это скорпион, который соответствует созвездию Скорпиона и орел\стервятник – соотносится с созвездием Стрельца. Круг над крылом орла\стервятника соответствует Солнцу. Ученые пришли к выводу, что столб №43 является своеобразной каменной летописью или «печатью даты». То есть на нем, как память об этом событии, в символической форме записана дата, которая соотносится с расположением звезд, когда произошел данный катаклизм –10950г. до н.э. ± 250 лет. Знаки Клаус Шмидт: "Это еще нельзя назвать письменностью, это доисторические иероглифы или, скажем осторожнее, пра-иероглифы". Дело в том, что на каменных стелах и колоннах помимо реалистичных, легко узнаваемых изображений животных найдены абстрактные значки: буква Н и снова буква Н, но как бы поставленная боком, круг, полумесяц, миниатюрные фигурки лисы и овцы, волнистая решетка, голова быка или барана, ряд ползущих змей и другие. На многих камнях значки выстроены в строчки - определенно каменотес хотел что-то сказать этими строчками, и соплеменники его понимали. Смысл этих надписей, как полагает Шмидт, еще долго останется неясным. Однако уже и сейчас понятно, что люди, построившие и посещавшие комплекс в Гёбекли-Тепе, обладали богатым запасом символов, с помощью которых могли, видимо, выражать достаточно сложные мысли. В радиусе 150 километров от Гёбекли-Тепе при раскопках древних поселений находят камни с такими же символами. Тремя тысячами лет позже в сотне километров к югу от Гёбекли-Тепе жители поселения Саби-Абиад запечатывали кувшины и горшки со своими запасами и кладами печатями, имеющими значки из храмового комплекса. Особенно популярен был зигзагообразный знак, толкуемый археологами как шестиногий паук (вообще-то, пауки, как известно, имеют по восемь ног). Но встречаются также змеи, кабаны, быки и сороконожки. Историки находят отражение этих символов и в письменности Урука, еще тремя тысячами лет позже. А некоторые специалисты видят и прямую связь скульптур и барельефов Гёбекли-Тепе с первой крупной скульптурой Египта - статуей бога Мин из IV тысячелетия до нашей эры. Клаус Шмидт считает, что это слишком смело: в паузе длиной в четыре тысячи лет нет ничего подобного, никаких промежуточных звеньев. Изображение созвездия Орла. Изображение созвездия Ориона. Вертикальный Н-образный символ – созвездие и детализация -горизонтальный Н-образный символ – пояс Ориона. Касательно созвездия Орла. Ярчайшая звезда созвездия – Альтаир, получила свое имя от арабского «al-ta’ir» – «летающий орел» или «стервятник». Птолемей называл ее Aetus – латинское обозначение орла. Подобным образом ее именовали шумеры и вавилоняне. Следующий знак - это Н-образный символ, который встречается не только на колонне №43, но и на других колоннах в разных вариантах исполнения – вертикальном и горизонтальном, также как на камне «Стервятника». Очевиднее всего, что он указывает на созвездие Ориона. Горизонтальный вариант исполнения символа, в виде буквы Н, указывает на три центральные звезды созвездия – так называемый, пояс Ориона. Интересный элемент на камне «Стервятника» – это своеобразные значки, расположенные в верхней части колонны и которые Хэнкок в шутку назвал «сумочки». Эти «сумочки» в мифологии разных народов мира изображали в руках Богов, которые дали людям Знания. Соответственно, они и символизируют это событие, то есть процесс привнесения или передачи этих Знаний. Божество шумеров. Кетцалькоатль - божество у Ацтеков и жителей Центральной Америки. Оаннес. Ассирия. Каменные сумочки, символизирующие Знания, из разных культур. Сооружение D. Колонна №18 и её увеличенные фрагменты. на месопотамском рельефе тот же знак: Кости Погребений в Гёбекли-тепе нет, но фрагментов человеческих костей найдено почти 700. Из них 408 — кости черепа. На сорока видны следы надрезов. Из этих сорока семь фрагментов представляют наибольший интерес. Четыре из них — от одного черепа, два — от второго, один — от третьего. На этих фрагментах видны похожие друг на друга процарапанные острым каменным орудием бороздки, в теменной кости одного черепа просверлено круглое отверстие, и на том же черепе сохранилось пятно охры (то есть его окрашивали). Гладкие края бороздок указывают на то, что их процарапали вскоре после смерти владельцев черепов. Исследователи из Германского археологического института полагают, что тот череп, в темени которого просверлена дырка, могли подвешивать. Консервация До открытия Гёбекли-тепе у ученых не было сомнений, что охотники и собиратели — это разрозненные и неорганизованные группы людей. Однако масштаб строительства на Пузатом холме показывает, что эти группы отлично организовывались и/или позволяли себя организовать для общей цели. Мегалиты весом от 10 до 50 тонн вытесывались у подножия холма, а потом их затаскивали наверх и устанавливали на местах. Существует мнение, что именно строительство этого комплекса сыграло важную роль в процессе перехода к сельскому хозяйству, а значит и к зарождению цивилизации в привычном для нас представлении. Но самой интригующей является загадка того, почему в VIII веке до нашей эры строения Гёбекли-Тепе были погребены под 500 кубометрами грунта. Клаус Шмидт отметил, что это была вовсе не природная катастрофа. Древние жители тех мест целенаправленно засыпали постройки землей, создав искусственный холм, благодаря чему храм и сохранился на протяжении многих тысяч лет. Что же произошло, почему храмовый комплекс Гёбекли-Тепе в те далекие времена засыпали? Шмидт пожимает плечами: возможно, за две тысячи лет изменились религиозные верования, ритуалы охотников и собирателей потеряли свое значение, возникли новые культовые формы. В самом деле, примерно в то время или лет на 500 позже люди научились обжигать керамику и стали селиться главным образом на равнинах, поближе к воде и плодородным почвам, которые они учились возделывать. Археологи находят в пластах этой эпохи свидетельства зарождения земледелия и скотоводства. Появляются глиняные фигурки божеств, часто с подчеркнутыми признаками женского пола, что говорит о возникновении культа плодородия. Историкам известно, что с зарождением керамики прежние места поселений человека почти всегда оказывались заброшенными. Происходил как бы перелом культурного самосознания людей. Старые храмы охотников с их множеством изображений животных стали неинтересны новому человеку - земледельцу и гончару. Но тот факт, что за семь тысяч лет до египетских пирамид, за две тысячи лет до перехода кочевников к оседлой жизни уже существовали крупные каменные культовые сооружения, потряс историков. И, словно этого мало, в Гёбекли-Тепе нашли нечто вроде системы письменности. Заключение Комплекс выполнял полифункциональные задачи – это культовый центр, храм, святилище, обсерватория и хранилище Знаний. Этот комплекс просуществовал несколько тысяч лет, при этом он достраивался и расширялся. Но в VIII тысячелетии до н.э., по неопределенным причинам, был законсервирован – просто засыпан песком. Должно быть – наступила новая эпоха… Таким образом, он превратился в неприметный холм на 10 тысяч лет. С 1995 года начались интенсивные археологические раскопки и изучение памятника. Все это осуществлялось под началом археолога и просто человека влюбленного в свое дело – Клауса Шмидта. В 2014 г трагический случай оборвал его жизнь – с того момента раскопки практически приостановлены. Таким образом, памятник раскопан всего лишь на 5-10% и снова ждет своих исследователей и энтузиастов. Ведь сколько тайн он еще скрывает под толщей песка и о чём молчит Пузатый холм?.. По материалам статей Святослава Сергеева, Ю. Рязанцева, портала http://mirtayn.ru еще есть очень интересная статья на английском |
|
Всего комментариев: 40 | |
| |