Главная » Новости » Невероятное в науке » "Боевой крот": детективная история о подземной лодке
"Боевой крот": детективная история о подземной лодке1879 7 Pacak 23.01.2019 | |
Угроза достать врагов "из-под земли" звучит весомо и означает, что задуманное будет реализовано в любом случае, даже ценой неимоверных усилий.
Сделав реальностью субмарины, человечество задумалось о субтерринах. При этом история создания подземных лодок полна секретов и детективных поворотов. Куда делся Петр Рассказов? Что случилось с изобретателем субтеррин до конца не известно. В 1904 году он отправил в британский журнал статью с описанием идеи подвижного подземного аппарата. Дальше сведения о судьбе Рассказова противоречивы. По одной из них Рассказова в 1918-м застрелил немецкий шпион, похитивший его разработки. Есть версия, что это случилось годом раньше, когда инженер бесследно исчез. Винят и мятежный 1905 год, когда Рассказов будто бы погиб на улице от шальной пули… И чертежи исчезли вместе с ним. Почему "подземные лодки" называют "кротами"? Фигура следующего разработчика, уже советского, тоже окутана тайной. Его звали Александр Требелев, а по данным немецких архивов — Требелевский. Он был командирован в довоенную Германию и работал вместе с другим инженером -Хорнером фон Верном. Задумал Требелев создание мирной машины — для геологоразведки и прокладки коммуникаций. В основу его "подземохода" легла биологическая модель — крот; с помощью рентгена ученый наблюдал, как крот роет туннель. Так родился "Стальной крот" — с буром в головном конце, отведением земли с помощью спиралевидных винтов и "задними лапами" — дающими упор и направление движения. Куда делась совместная разработка? Требелев был отозван из командировки и осужден за шпионаж. Подверглись репрессиям и его коллеги. Сам проект Требелева-Верна был засекречен и сдан в архив — в СССР и в Германии. Немцы достали проект с полок в 1940-м, на волне идей по форсированию Ла-Манша. Уже один — Верн создал экспериментальный аппарат с экипажем. В час тот проходил до 10 километров, нес груз и мог совершать диверсии. За годы войны "крот" вырос в опасного "Змея Мидгарда" — гигантский подземный поезд. Останки взорванного "змея" были обнаружены советскими войсками в секретном туннеле — недалеко от взятого ими Кенигсберга, нынешнего Калининграда. Какова судьба советского проекта? В перспективных военных разработках СССР приоритет был отдан ядерному оружию, и о субтерринах не говорили вплоть до испытаний 1948 года. Оказалось, что "крот" стал "подземной торпедой", и та развивала скорость до метра в секунду. С началом эры Хрущева решили возродить и довоенный проект, к работе над которым вернулся… Александр Требелев. На смену мирному "Стальному кроту" пришел "Боевой крот". Что известно о поздних советских разработках? Атомная субтеррина с экипажем до пяти человек приступила к испытаниям уже после смерти изобретателя "крота". Ее целями были глубинные шахты с ядерным оружием, командные пункты. Первая серия погружений была успешной, но потом… проговорился Никита Сергеевич. Во время визита в США Хрущев заявил, что сумеет всех достать "из-под земли". Следующие испытания "Боевого крота" стали последними: вместе с экипажем машина была похоронена под осевшими пластами пород. В качестве возможных причин называют остановку двигателя, диверсию иностранных спецслужб и даже "попадание в аномальную зону". Что отличает новые проекты? Современные разработки субтеррин засекречены. Нельзя сказать, какие из стран обладают таким оружием, и что оно из себя представляет. По этой причине не удивляйтесь, если однажды увидите посреди степи перископ или всплывшую из глубин подземную лодку. Дина Кирсанова Приблизительно 1904-1914 г.г. Первый прототип был с паровым (!) двигателем. Довоенные разработки так-же существовали, но были отправлены в архив из-за недостатка средств. Гитлер продолжил в 1940-х годах разработки и испытания "Большого Змея".
В конечном (идеальном) варианте "Змей" должен состоять из нескольких отсеков, длиной до 500 метров, несущий в себе несколько сотен человек, боеприпасы... Остатки "Змея" у Калининграда это подтверждают. Готовились испытания по прохождению в норвежских фьордах не только в подземном, но и в подводном положении (по дну). В советское время разработки и испытания были и в СССР. В начале 60-х была шутка-загадка: "Подводные лодки в степях Украины". Испытания проводились Подмосковье и на Донбассе. Первые испытания прошли успешно. Однако, потом, при постановке задачи прохождения более крепких пород пошли аварии. Также неудачной была попытка пробить (атаковать) стены ракетной шахты (для межконтинентальных ракет). Испытатель-офицер погиб. На Донбассе испытывали ПЛ уже с атомным двигателем (для длительной "автономки"). При прохождении пород Донецкого кряжа (это случилось около моего города) произошла авария. Была поставлена задача если и не спасти экипаж (вернее -- их тела), то достать хотя-бы ценное оборудование и реактор. Вырыли шахту, стали проводить проходку к месту аварии, но стало "фонить" так, что пришлось бросить оборудование (шахтное) и взорвать место начатой проходки дабы не заразить радиацией окружающую местность ибо вокруг были шахты, где добывался коксующийся уголь, весьма нужный для Страны и десятки тысяч населения.
Сергей Касаткин | |
|
Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КОММЕНТАРИИ:
| |
ПОПУЛЯРНОЕ: