Главная » Новости » Невероятное в науке » Истории о магических полётах людей и коврах-самолётах
![]() Истории о магических полётах людей и коврах-самолётах35 0 Pacak 29.05.2025 | |
Когда Дэвид Копперфильд парил в воздухе над зрительской публикой в 1992 году, он ошеломил мир и заставил многих задуматься, в чём заключался его трюк — использовал ли он кран, был ли он на сложной вешалке с невидимыми проводами, создал ли он какую-то оптическую иллюзию, а может быть, он действительно обладал сверхъестественной способностью парить в воздухе? Есть ли у Копперфильда такая способность или нет, но он тщательно готовил свои выступления и лично контролировал условия освещения и локацию — под каким углом зрители будут смотреть, и под каким углом будет сниматься левитация. Для других трюков он использовал реквизит фокусников, такой как ящик для «разрезания» человека и ящик для «исчезновения» человека, и применял различные секреты фокусника. Он заставлял зрителей чувствовать, что парит в воздухе благодаря сверхъестественной силе, но в то же время он посеял в умах скептицизм:
Святой Иосиф Купертино (Жозеф Деса) во время левитации, XVIII век, Людовико Мацценти. (Alamy Stock Photo)
История монаха Джозеф Деса, родившийся в 1603 году в деревне Купертино, тогда входившей в Неаполитанское королевство в Италии, не имел ни технических возможностей Копперфильда, ни соответствующих аксессуаров. В те времена Неаполь находился под властью Испании, и его жители страдали от политической и экономической нестабильности. К этому добавились стихийные бедствия, такие как извержение вулкана Везувия и чума, а также восстания против испанской оккупации. Отец Десы сбежал от кредиторов, а мать, оставшись одна в последние месяцы беременности, родила его в конюшне. В возрасте девяти лет на спине Десы развилась опухоль, которая увеличивалась из-за плохих гигиенических условий, в которых он жил, и из-за отсутствия медицинской помощи. Сильная боль приковала его к постели на несколько лет, и он бросил школу. Длительная неподвижность сделала его неуклюжим и неловким, а необразованность придавала ему вид человека с низкими умственными способностями. В своём сообществе Деса считался идиотом и получил прозвище «с открытым ртом», потому что смотрел на вещи, как несмышлёный ребёнок. Шли дни, Деса вёл воздержанную от плотских желаний жизнь и пришёл к вере в Бога. Он начал подолгу поститься и долгие часы проводил в молитве. В 25 лет он чудесным образом был рукоположен в священники, хотя учился плохо. Деса жил во времена инквизиции, когда церковь преследовала культы и сжигала ведьм на кострах. Майкл Гроссо, доктор философии Нью-Йоркского городского университета, задокументировал жизнь и деятельность Десы согласно биографии, написанной о нём на итальянском языке в 1722 году Доменико Бернини — сыном великого скульптора того времени, знаменитого архитектора Джованни Лоренцо Бернини. Вопреки всякой логике, пишет доктор Гроссо, у монаха проявились сверхспособности. Это началось в конце первой проведённой им мессы, во время которой он почувствовал «сильный восторг». Например, он предупредил человека, который не заплатил художнику за заказанную им же картину, объяснив, что у него недостаточно денег. «Ты обещал ему», — сказал Деса и от его взгляда человек почувствовал боль во всём теле. Вскоре он нашёл способ выплатить задолженность. Иногда Деса видел грязь или чёрные чернила на лицах людей и призывал их «очиститься».
Вскоре люди, чья совесть была нечиста, не осмеливались находиться в его обществе из-за смущения или страха, что будут разоблачены. В одном случае он предупредил Розена, что, если тот не прекратит блудить, то ослепнет, что и произошло. Розен прекратил непристойный образ жизни, и зрение вернулось к нему. В то же время была обнаружена сверхъестественная целительская способность Десы. В основном он лечил дворян, которые взамен предлагали ему подарки и деньги, которые он отказывался принять. По разным свидетельствам, он обладал способностью предсказания или предвидения будущего. Он объявил, например, о смерти Папы Урбана VIII в Риме в 1644 году, прежде чем новости о ней достигли города Ассизи, где он жил, и неожиданно появился в доме своей матери, когда она лежала на смертном одре в Гротелле, хоть его никто не предупреждал об этом. Но самой известной была его способность парить в воздухе. Деса не делал этого в закрытом зале со специальной стойкой и прозрачной проволокой. Летал он на улице, у всех на виду и на высоте нескольких десятков метров. Левитация длилась от нескольких секунд до пятнадцати минут, а иногда и дольше. Есть 150 показаний под присягой людей, которые видели его парящим, в том числе королей и принцев, послов, художников, священнослужителей всех рангов и простых людей со всей Италии. Доктор Гроссо пишет, что доказательства находятся в архивах Ватикана вместе с дневниками, письмами, биографиями и подробным описанием жизни Десы в 13 толстых томах. Несмотря на это, церковь не смогла в те времена принять его способности к левитации, которые были восприняты как акты колдовства, и его призвали предстать перед инквизицией в Риме. Там ему было приказано публично отслужить мессу и доказать свои способности. Деса действительно парил в воздухе перед инквизиторами. Когда позже его спросили, гордится ли он своими способностями, он ответил, что ему неловко и стыдно, и добавил, что на самом деле он не контролирует это. Это происходит спонтанно. Он также добавил, что для него левитация является выражением «высшего желания души соединиться с Богом […] подобно маленькой птице в клетке, осматривающей всё, откуда она может убежать». Встреча с Десой не успокоила церковников, и он был помещён под домашний арест до дня своей смерти в 1663 году. Для Десы домашний арест на самом деле стал большим облегчением и возможностью вернуться к спокойной жизни, посвящённой духовному развитию или, как он её называл, «райскому лесу». Спустя почти 100 лет после его смерти, в 1753 году Папа Бенедикт XIV повторно изучил сохранившиеся в Ватикане доказательства способности Десы левитировать. Роль Бенедикта заключалась в предоставлении обоснованных контраргументов, когда Церковь решала канонизировать кого-либо в лик святых. Бенедикт осматривал человека, собранные против него улики и определял, был ли он подделкой. На этот раз он определил, что Деса действительно обладал способностью парить в воздухе, и канонизировал его как Святого Иосифа из Купертино. Сегодня Иосиф Купертино считается покровителем, защищающим пилотов, авиакомпании и людей, страдающих психическими отклонениями. Как же тогда Деса смог летать без сложных вспомогательных средств? Были ли левитации результатом только «впечатляющих прыжков в воздух»? И почему церковь, преследовавшая в те времена колдунов или людей, проявлявших невообразимые способности, признала способности Десы? «Плавающее чудо» Наряду с записанным рассказом о монахе Десе в истории появлялись различные и странные истории о людях, которые летали, не имея возможности толком доказать, что это действительно произошло в действительности. Таким летателем является Рейнард Бек. Его чудесные способности открылись ему неожиданно перед сном однажды вечером в июне 1884 года. Это произошло после тяжёлого рабочего дня на семейной ферме в небольшом городке Декстер в штате Миссури, США. На следующее утро, ещё не успев открыть глаза, он почувствовал прилив энергии по всему телу. Он скинул с себя одеяло и вскинул ноги, чтобы встать, но внезапно обнаружил, что плывёт в воздухе к потолку. Он сказал себе, что, вероятно, ещё спит, и это сон. Он несколько раз закрыл и открыл глаза, сильно потёр их и убедился, что всё ещё находится в воздухе. Его охватила паника: не сошёл ли он с ума. Если члены его семьи увидят, что он парит, они могут подумать, что в него вселился демон. А если жители города узнают об этом, то убьют его. В отчаянной попытке приземлиться он вытащил рыболовный пояс с верхней полки шкафа, застегнул его, и свинцовые утяжелители потянули его вниз. Теперь он всё время носил рыболовный пояс и помалкивал о своём странном полёте. Однажды, когда он снял свой пояс перед сном и снова взлетел, это увидел его брат Сэмюэль. Сэмюэль не был уверен, показывал ли ему брат сложный трюк или это был настоящий полёт, но стал убеждать брата превратить странную способность в прибыльный бизнес. После долгих обсуждений и споров Рейнард согласился на предложение брата при условии, что это будет недолго. При поддержке своего брата он начал выступать во всех штатах Среднего Запада США, включая Теннесси, Кентукки, Оклахому, Канзас и другие. Шоу называлось: «Плавающее чудо». Рейнард летал не снаружи, а внутри большой палатки. Рейнард поднимался на глазах у публики, парил в воздухе и оставался под потолком палатки, читая, к своему удовольствию, книгу. Каждому человеку в зале было предложено посмотреть и проверить, нет ли там каких-либо скрытых верёвок или какого-либо другого реквизита или трюка, который позволил бы ему оставаться в воздухе. Никто не мог ничего найти. Журналист-расследователь, также пытавшийся доказать, что левитация Рейнарда была иллюзией, писал об этом в апреле 1887 года в газете «Канзас Стар» (по данным исторического сайта «Древнее происхождение»)
Был ли трюк с левитацией основан на оптической иллюзии? Или, может быть, журналист сотрудничал с братьями и передал ложную информацию? В любом случае братья прожили счастливо шесть лет. Заработав около миллиона долларов в современном пересчёте, они вернулись на свою ферму и прекратили выступления в 1890 году. Говорят, что после этого Рейнард исчез. Много посетителей приходили на ферму в надежде снова увидеть его парящим, но он не выходил. Ходили слухи, что его мать и брат признали, что он пропал, и что его ремень со свинцовыми карманами был найден на границе штата Теннесси. Некоторые даже преувеличивали и говорили, что он оставил пояс и вознёсся на небеса. Другие заявили, что он защищал свою частную жизнь и обрёк себя на жизнь в уединении. Удивительно, но имя Рейнарда снова всплыло ближе к сегодняшним дням, 31 августа 1972 года, когда физик из Сакраменто, штат Калифорния, изучавший гравитацию, отправил письмо в газету Belleville Telescope в Канзасе. В письме он объединил всё, что было известно о Рейнарде, как написано здесь, и спросил, есть ли у них дополнительная информация. Письмо заканчивается такими словами:
«Ковёр-самолёт», иллюстрация Виктора Васнецова 1880 года. (Виктор Васнецов/Public Domain) Ковёр-самолёт? Помимо чудесных историй, подобных истории Бека, в народных сказках встречаются истории о левитации, происхождение которых трудно понять. Одна из таких историй о «Ковре-самолёте», известном нам по рассказам «Тысячи и одной ночи», а позднее по фильму «Аладдин» (1992) — сказке с восточным привкусом. Хотя это легенда, когда я прочитал эту историю и зашёл на сайт музеев Тегерана, то обнаружил статью, в которой описывалась великолепная и интересная история, связанная с ковром-самолётом. В статье рассказывается, как французский исследователь Генри Бек обнаружил свитки рукописей в подвалах древнего замка Аламут на территории современного Ирана недалеко от Каспийского моря. Рукописи, как выяснилось, были написаны еврейским учёным по имени Ицхак Бен Шира, жившим в начале XIII века, и сейчас они находятся в музее в Иране. По мнению Бен Шира, самое раннее упоминание о ковре-самолёте встречается в двух очень древних текстах. Одна представляет собой книгу притчей, собранную слугой царя Вавилона Навуходоносора, а другая — книгу древних диалогов, собранную человеком по имени Иосиф Флавий. Бен Шира использовал их, чтобы представить ранее неизвестную историю: связь между царём Соломоном, царицей Савской и ковром-самолётом.
Соломон, который в то время был занят строительством Храма, не смог принять подарок и отдал ковёр одному из своих придворных. Когда царица услышала это, у неё разбилось сердце, и она больше не хотела слышать о коврах-самолётах. Возможно ли, что хотя бы первая часть верна? Когда я искал, кем был Генри Бек, французский исследователь, обнаруживший свитки, я не смог его найти. Поэтому я отправился искать Бен Ширу — если действительно существовал еврейский учёный, писавший свитки в XIII веке, то, вероятно, о нём есть записи. Но их не было. Поэтому я начал искать на других сайтах о ковре-самолёте и нашёл лишь очень похожую версию того, что написано на иранском сайте. Поиски привели меня к тому, что на первый взгляд кажется серьёзной научной статьёй со ссылками в конце под названием «Тайная история ковра-самолёта». А там — те же неизвестные детали, которые снова привели в никуда. После того как я проверил биографию автора научной статьи Азхара Али Абиди, выяснилось, что он инженер, родившийся в Пакистане, который в детстве читал рассказы «Тысячи и одной ночи», а сегодня пишет рассказы для удовольствия, среди которых и та псевдоакадемическая статья, которая представляет собой вымышленный рассказ. В своём рассказе Абиди идёт дальше и объясняет от имени Бен Ширы, как были сделаны ковры-самолёты. Бен Шира «пишет», что расшифровать надпись на частях свитка было трудно, но, насколько было понятно, особые свойства гобелена были связаны не с процессом ткачества, а с окрашиванием. После того как ковры были сотканы, их обмазывали специальной глиной, собранной из горных источников. Глина нагревается при очень высокой температуре, «превышающей температуру седьмого кольца ада», в котле с кипящим греческим маслом. В результате этого процесса ковры приобрели антимагнитные свойства, которые позволили им противостоять гравитации Земли. Абиди продолжил свои фантазии и рассказал, как в великой библиотеке в Александрии, построенной египетским царём Птолемеем I, хранится большой запас ковров-самолётов. Читатели, пришедшие в библиотеку, оставляли в залог тапочки и получали взаймы ковёр. В библиотеке насчитывалось около 40 тыс. свитков древних рукописей. Потолок библиотеки был настолько высок, что многие читатели предпочитали порхать между полками вверх и вниз, а рукописи читать, сидя на ковре-самолёте. Бен Шайра, или, скорее, Абиди, далее «описал» следующий странный инцидент, произошедший в одну пятницу в Багдаде в 776 году. Когда рынок был переполнен людьми, над головами у всех внезапно появился ковёр-самолёт, на котором сидел солдат, ранее служивший во дворце. Он был изгнан с позором после того, как был пойман за руку с младшей принцессой. Сама принцесса была заточена в самой высокой башне дворца. Теперь солдат вернулся, помог принцессе выбраться из башни, и на глазах у ликующей толпы они оба улетели на ковре-самолёте. Полки солдат на лошадях отправились в погоню за ними, но они исчезли в облаках. Разгневанный король собрал на городской площади всех мастеров по коврам-самолётам со всей страны и казнил их. По словам бен Шира, по крайней мере, одна из историй «Тысячи и одной ночи» вдохновлена этим случаем. Принимая во внимание все истории в тайной истории ковра-самолёта согласно Авиди, интересно, как так много людей, включая музей в Тегеране, сочли целесообразным принять эту историю как правдивую. Возможно, это как-то связано с тем, что ковёр-самолёт до сих пор живёт в историях и мифах. Например, в еврейском фольклоре существует ещё одна версия ковра-самолёта Соломона, гораздо более древняя, чем у Авиди, зафиксированная в «Еврейской энциклопедии». Соломон получил от Бога ковёр-самолёт. Гобелен был очень большим:
Однажды сердце Соломона наполнилось гордостью за своё величие, и в наказание за его хвастовство ветер потряс ковёр с такой силой, что 40 тыс. сидевших на нём человек упали и разбились. Легендарный британский фокусник Мерлин на иллюстрации XIV века. (Public domain) Любимый фокусник всех времён Ещё одна интересная легенда связана с легендарным волшебником Мерлином — выдающимся персонажем историй о короле Артуре, который появляется в современной популярной культуре в бесчисленных версиях в литературе, кино, операх, телесериалах, видеоиграх и многом другом. Он маг, колдун, учитель, советник и наставник, обладающий неограниченными сверхъестественными способностями. Обычно он использует свои способности, чтобы помогать, приносить пользу и подчинять злые силы, угрожающие миру. Поэтому удивительно узнать, что изначально его характер был совершенно другим, как мы можем заметить. Истоками образа Мерлина являются различные языческие мифологии, но персонаж в основном вдохновлён персонажем Мирддина (Мирддина) из мифологии Уэльса — региона в Великобритании. Рассказывается о Мирдине, уважаемом поэте, который после поражения в бою сошёл с ума, убежал в лес и жил среди хищных животных, и там, в лесу, он получил дар пророчества. Позднее английский историк Джеффри Монмут (Geoffrey Monmouth) вдохновил образ Мирддина на создание образа волшебника Мерлина и включил его в свою монументальную книгу «История королей Британии» (1135-38). Вначале появляется Мерлин с мощными пророческими и колдовскими способностями, которые помогают в рождении короля Артура. Мерлин направляет Артура в детстве и помогает ему получить корону короля Англии. Но тут происходит неожиданный поворот, который возвращает нас во времена, когда ещё не было Мерлина.
Позже Монмут пишет, что это «нечто» было разновидностью демона (инкуба). В средние века люди верили, что демоны этого типа могут сделать женщину беременной. Вдохновлённые Монмутом, средневековые английские и французские писатели изобразили характер Мерлина как обладающий демоническими злыми силами, унаследованными от создавшего его демона. Более того, они утверждали, что он не был случайно создан демоном, а избран с определённой целью: быть противником Иисуса (антихристом). Согласно христианской традиции, характер Антихриста полярно противоположен характеру Иисуса, он является его злейшим врагом и будет править миром в период перед «Судным Днём». Самая известная способность Мерлина в средние века, которую он получил от своего отца-демона, заключалась в том, чтобы знать всё, что происходило в прошлом, происходит в настоящем и произойдёт в будущем. Так он заставил короля Артура выиграть все сражения. Он просто следил за тем, чтобы его войска оказались в нужном месте и в нужное время. Тот факт, что Мерлин получил свои силы от демонов, должен был сделать его характер злым. Особенно в средние века использование магии и сверхъестественных сил, полученных от демонов, считалось серьёзной ересью, тем более что оно было создано как противник Иисуса. Но на удивление Мерлин остаётся честным и порядочным героем, верным христианской традиции. Чтобы гарантировать, что он также останется положительным героем, английские и французские писатели писали, что сразу после его рождения он был крещён по христианской церемонии. В этих версиях истории он отрицает породивших его демонов и живёт как порядочный христианский герой.
Хотя Мерлин и отверг демонов, но сохранил сверхъестественные силы, полученные от них. И в то же время, поскольку он отрицал зло, он получил и сверхъестественные силы от Бога. Так возник интересный и удивительный парадокс Мерлина: он был одновременно демоном и порядочным христианином. И герой, и опасный демон. Он прошёл тонкую грань между добром и злом. Немного похоже на упомянутых магов и их способности к левитации, которые существуют на тонкой грани между реальностью и иллюзией, между рациональностью и верой. https://www.epochtimes.ru/?ysclid=mb9hfewgj8691750178 | |
|