Представьте, 200 миллионов лет назад Землю посетили пришельцы с какой-то далекой. планеты. Они, наверное, окрестили бы наш/ Землю планетой Океан, потому что вода покрывает 2/3 ее поверхности. Как вы думаете, если бы тогда составили нарту, похожа была бы она на привычную нам современную географическую? Скорее всего нет.
Ученые всего мира ломают себе голову над проблемой: движутся ли континенты? «Плывут» они куда-нибудь или стоят на месте, словно прибитые гвоздями н земному шару?
Известно, корабль, стоящий на якоре, все равно качается. Вверх-вниз, вправо-влево. А если поднять якорь, он начнет дрейфовать, поплывет по воле ветра и морских течений. Геологи знают, что все континенты покрыты мощными пластами морских осадков. Значит, они иногда опускаются ниже уровня моря, а затем снова поднимаются. Но если континенты могут «нырять», отчего бы им не двигаться на север или юг? Может быть, материки, как корабли, дрейфуют а Мировом океане и ползают по земному шару, словно улитки, с полюса на полюс?
Мысль, что целый материк может куда-то перемещаться, раньше казалась геологам совершенно невероятной. Откуда взяться силам, способным отбуксировать, скажем, Африку от Азии? Поэтому, когда залежи каменного угля или остатки теплолюбивых растений и животных находили в приполярных областях среди промерзших скал Антарктиды, Шпицбергена, Аляски, геологам приходилось допускать, что раньше и на полюсах Земли стояла тропическая жара. Но тогда еще трудное было объяснить следы древних оледенений в экваториальных странах —в пустыне Сахаре, в Южной Африке, Южной Америке, Индии и Австралии.
Географы уже давно заметили: если вырезать на глобусе контуры Африки и Южной Америки, а потом соединить их вместе, они совпадут, словно части составной картинки-загадки. Сходство еще более увеличится, если вырез идет не по береговой линии, а по очертаниям шельфа — мелководья, окружающего материк.
Но только в нашем веке начали серьезно говорить о том, что континенты могут перемещаться. В 1915 году немецкий геофизик Альберт Вегенер опубликовал книгу, в которой доказывал существование дрейфа континентов. Вегенер тоже был поражен удивительным сходством очертаний континентов. Он соединял их вместе, и они сливались в один огромный древний континент... Ученый назвал его «объединенным материком» — Пангея. Представление о континентах, блуждающих по лику Земли, позволяло успешно разрешить многие спорные и необъяснимые проблемы геологии и палеонтологии.
Но случилось так, что почти все ученые отнеслись к работе Вегенера с полнейшим пренебрежением. Идею дрейфа континентов называли «совершеннейшей чепухой, противоречащей здравому смыслу». Вегенер погиб в ледниках Гренландии, а его книга не была принята учеными.
Как ни странно, подтверждение теории дрейфа материков пришло... со дна океана. Десять-пятнадцать лег назад начались интенсивные океанографические исследования, которые принесли буквально лавину удивительнейших открытий. Сенсации следовали одна за другой.
Прежде всего оказалось, что дно океана— совсем не плоская равнина, как думали раньше, а, наоборот, во всех океанах примерно посередине проходят гигантские подводные горные хребты, объединенные в одну систему. Длина всех хребтов чудовищно велика — 64 тысячи километров. Проходят они по земному шару, будто угловатые швы по футбольному мячу. Однако с наземными горами подводные не имеют ничего общего. Они «двойные»: посередине хребтов, прямо по их осевой линии, на десятки тысяч километров тянется узкая глубокая долина или расселина. Здесь обычно и начинаются все землетрясения морского дна.
Ученые не успели еще разобраться с этими необычными горами, как последовало новое открытие. На дне океана был обнаружен... гигантский «магнитофон» с удивительными записями.
Но прежде чем рассказывать об океанском «магнитофоне», сделаем небольшое отступление. Дело в том, что геофизики установили странное свойство расплавленной лавы: при застывании она как бы «вмораживает» в себя направленно силовых линий магнитного поля Земли, тех самых, которые заставляют стрелку компаса показывать север и юг. Представьте удивление ученых, когда они изучили древние лавы и обнаружили, что магнитные полюса сотни раз менялись местами. Так, например, эа последние 76 миллионов лет южное и северное направления по неизвестным причинам менялись местами более 170 раз! Но ещо более поразительные результаты были получены при изучении магнитных свойств базальтовых лав океанского дна. Оказалось, история изменений магнитных полюсов Земли записана на океанском дне, как на магнитной пленке. Дно предстало перед учеными «магнитно-полосатым», как зебра! Полосы с одинаковыми записями тянулись вдоль океанических хребтов. При этом они были строго симметричными, и если, скажем, имелась «магнитофонная лента» с определенной записью в 800 километрах к западу от Срединно-Атлантического хребта, то точно такую же запись нетрудно было обнаружить в 800 километрах к востоку от центральной расселины. Так было доказано, что дно Атлантического океана расширяется со скоростью от 2 до 5 сантиметров в год. В некоторых местах эта скорость достигает 10 сантиметров в год! Как правило, именно в таких участках бывают наиболее сильные подводные землетрясения.
Дальнейшие исследования показали, что океанское дно — это огромный конвейер.
Из расселин в центре хребтов большими порциями вытекает расплавленная лава. Дно океанов постоянно расползается в разные стороны. К такому выводу ученые пришли, измеряя возраст горных пород, поднятых с морского дна. Так, например, если возраст лавы из расселины составляет лишь 13 тысяч лет, то лава, расположенная в 6,5 километра от нее, насчитывает уже 290 тысяч лет, в 16 километрах от расселины — 740 тысяч лет, а в 60 километрах— 8 миллионов лет. Иначе говоря, в центре океана горные породы всегда молодые, свежие, а по краям — более древние. Однако на дне океана не было найдено горных пород древнее 160 миллионов лет. Это том болео удивительно, что возраст горных пород на континентах достигает 4 миллиардов лет!
Все эти факты можно объяснить, исходя из непрерывного движения океанского дна в сторону континентов. А что потом? Геологи и геофизики считают, что океанское дно как бы «ныряет» под континенты, засасывается в глубины планеты по глубочайшим трещинам-разломам, отделяющим континенты от океанов.
Именно это «конвейерное» движение океанского дна, по-аидимому, приводит в движение континенты. Изучение древнего магнетизма наземных горных пород подтвердило правильность старых представлений А. Вегенера о существовании Пангеи. Сейчас постепенно восстанавливается её сложная история. Когда-то Пангея раскололась на две части, так что на севере оказались Азия (без Индии), Европа и Северная Америка. Этот древний материк гоологи называют Лавразией. На юге же находилась Гондвана—• континент, состоящий из Африки, Индии, Австралии, Антарктиды, Южной Америки.
Но эти континенты тоже были разорваны. И вот как это произошло. 135 миллионов лет назад появилась расселина между Африкой и Южной Америкой. Северная Америка рассталась с Европой всего лишь 80 миллионов лет назад. А 40 миллионов лет назад произошла катастрофа: Индия столкнулась с Азией. В результате «вздыбилось» Тибетское плоскогорье и образовались самые высокие горы — Гималаи.
Весь этот рассказ напоминает детективную историю. Но насколько он верен? Вот некоторые факты.
В горах Антарктиды ученые нашли кости листрозавра, сухопутного ящера, похожего на бегемота. Точно такие же животные обитали в .Африке, Индии и Китае 180— 220 миллионов лет назад. Они могли попасть в Антарктиду лишь при условии, что эти далекие страны когда-то соединялись.
Сопоставляя геологическое строение западного побережья Африки и восточного побережья Южной Америки, учёные установили, что состав и возраст горных пород совпадают, вплоть до месторождений железных руд, олова и золота.
То, что в современных экваториальных странах находят ледниковые валуны, объясняется дрейфом древного континента Гондваны, начавшимся 450 миллионов лет назад из района Южного полюса, а передвижение континентов делает понятным и происхождение горных хребтов на суше: они возникают при сжатиях или деже столкновениях континентов.
С передвижениями земной коры связаны и страшные разрушительные землетрясения. Они возникают, когда огромные глыбы движущихся горных пород по неведомым причинам «тормозятся», а затем внезапно сдвигаются. При таких толчках мгновенно выделяется такая же энергия, как при взрыве десятка водородных бомб. Может быть, закачивая в земные разломы воду, действующую подобно смазке, ученым удастся сделать дрейф отдельных блоков континентов более равномерным, чтобы нас не трясло, как на ухабистой дороге! И такие опыты уже проводятся японскими исследователями.
С движением континентов, по-видимому, связано еще одно необычное явление: вдоль расселин океанических хребтов в пучинах морей найдены удивительные подводные бассейны, заполненные очень соленой горячей водой, такой тяжелой, что она почти не смешивается с обычной морской водой. Темлоратура таких «рассолов» доходит до 60 градусов! А в слоях яркого, пестро раскрашенного ила, покрывающего дно бассейнов, в огромных количествах содержатся медь, цинк, железо, марганец, а также золото и соробро. Может быть, здесь буквально «на наших глазах» идет загадочный процесс образования рудных месторождений?
Итак, ученые постепенно приходят к мысли, что наиболее постоянное качество нашей планеты — это ее непрерывное изменение. Исчезают и вновь появляются океаны, движутся а бесконечном хороводе континенты, растут и стираются а пыль горные хребты. Недалек день, когда наблюдатели обсерваторий с помощью лазерных лучей и специальных зеркальных отражателей, установленных на Луне советскими и американскими исследователями, смогут совершенно точно узнать величину и направление движения континентов.
Но предстоит сделать еще очень многое. Ведь прежде всего надо знать, какой «мотор», какие гигантские силы приводят в движение континенты и дно океанов.
А. Портнов, кандидат геолого-минералогических наук.