Пока на Земле существует "многополярный" мир, ни о каком мирном освоении космоса речи быть не может. Какие бы высокие и правильные слова о "мире во всем мире" не говорились, какие бы межгосударственные договоры не заключались, всё это лицемерие... Пока на Земле есть межгосударственные противоречия, экономические-ли, политические, оружие будет "эволюционировать" и неизбежно выйдет в космос, что совершенно логично... Цель "противоборствующих сторон" - получить неоспоримое преимущество в случае конфликта, дабы избежать собственного гарантированного уничтожения...Поэтому все страны, имеющие "выход" в космическое пространство лихорадочно стремятся получить преимущество...
Про странную (очень мягко говоря) политику властей России и "Роскосмоса" я уже писал(ссылки внизу). В то время, как множество стран усиленно осваивают окружающий космос, изучая Луну, Марс, астероиды, Рогозин может только надувать многозначительно щеки и лепетать что-то типа -"...Да мы, да ого-го, да у нас будет...", тем временем практически "опуская" весь наш "космос" до уровня поповско-сувенирной лавки при попустительстве или недомыслию властей ...
Милитаризация космоса навевает кое-какие мысли о "братьях по разуму"... Если наша цивилизация более-менее "мирно" существует за счет страха взаимного уничтожения, то почему иные, более развитые цивилизации должны быть обязательно мирными, "розовыми и пушистыми"? Они точно так-же могут существовать в равновесии со своими соперниками "из страха взаимного уничтожения", потому и цели их и отношения к менее развитым "собратьям" могут быть совершенно прагматичными и совсем не идиллически гуманными. Это мы видим на нашей родной планете, когда более слабые страны, попытавшиеся что-то самостоятельно вякнуть, просто ввергаются в деградацию экономическим (санкции)или военным путём...Примеров в последние десятилетия множество... Поэтому советую наивным мечтателям о "дружелюбных пришельцах" оглянуться вокруг и подумать... Другие примеры нам не известны... Если ОНИ и "дружелюбны", то в первую очередь к себе или равным...
Возможно, разумная жизнь во Вселенной именно таким путём и развивается, поэтому и "молчит" Космос", ибо ни один дурак, попав в джунгли, не будет прыгать и радостно орать, что вот он, здесь, приходите и ЖРИТЕ...
Оружие уже вышло в Космос и процесс этот не остановить...
КОНЦЕПЦИЯ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ. СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАБЛЮДЕНИЯ США.
Алексей Сергеевич ХАРЛАНОВ, доктор экономических наук, кандидат технических наук, магистр юриспруденции, магистр политологии, профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД России.
Руслан Владимирович БЕЛЫЙ, аспирант Московского авиационного института (НИУ).
"...С окончанием холодной войны взгляды военно-политического руководства США на использование космического пространства в военных целях претерпели значительные изменения, связанные с эволюцией форматирования различными центрами силы геополитической обстановки и усиливающимся научно-техническим прогрессом в области ИКТ и самих космических технологий. Начало активному использованию космических группировок для подготовки и ведения боевых действий на ТВД было положено при проведении операции «Буря в пустыне» в зоне Персидского залива в 1991 г.
В 1998 г. во время боевых действий на Балканах (операция «Решительная сила») с участием 19 стран НАТО против Югославии США продолжили активное использование космической группировки аппаратов наблюдения. Эти операции продемонстрировали необходимость космических систем при обеспечении войсковых операций любого масштаба. В частности, информация, получаемая с этих КА, использовалась в интересах применения высокоточного оружия.
Война в Персидском заливе, называемая «первой войной космической эры» вследствие широкого использования возможностей космических систем для обеспечения боевых действий коалиционных сил, сыграла большую роль в расширении спектра задач, возлагаемых на космические средства наблюдения. Получение и передача информации в масштабе времени, близком к реальному, рассматриваются американскими экспертами как перспективный и эффективный способ ведения войны и победы в ней, как основы новой военной стратегии будущего. Начав с информационного обеспечения, анализ и обработка данных военного дела превратились в сложнейшую сферу информационной поддержки действий войск на ТВД.
Результатом обобщения опыта «первой космической войны» стало принятие основополагающих документов доктринального характера. Так, в сентябре 1996 г. директивой президента PDD-49 была введена в действие «Космическая политика США». Данной директивой определены основные цели этой политики: поддержание и укрепление национальной безопасности Соединенных Штатов; повышение конкурентоспособности национальной экономики, расширение научных и технических возможностей; расширение международного сотрудничества для продвижения интересов США в сфере внутренней и внешней политики и обеспечения национальной безопасности.
Документ «Космическая политика США» оказал существенное влияние на изменение взглядов военного руководства, что нашло свое отражение в ряде руководящих документов. В разработанных Комитетом начальников штабов документах Joint Vision 20104 и Joint Vision 2020 сформулирован основополагающий на обозримую перспективу принцип ведения «сетецентрические войны» (Network Warfare)5.
В 2003 г. Концепция сетецентрических войн хорошо зарекомендовала себя в Ираке. Такие войны способны вести только высокоинтеллектуальные силы за счет достижения инфокоммуникационного превосходства, объединения участников боевых действий в единую сеть, пользуясь знаниями, полученными от всеохватывающего наблюдения за боевым пространством и расширенного понимания намерений командования.
Космические средства способны решать задачи наблюдения и нанесения ударов по подвижным целям в реальном масштабе времени, в любом военно-географическом районе и на любом ТВД. Такие средства были отработаны во время вторжения в Ирак в 2003 г. Космические аппараты (КА) системы предупреждения о пусках баллистических ракет (IMEWS) засекали ракетные удары, сбрасывали информацию на мобильные станции приема и обработки сигнатуры о ракетном нападении Joint Tactical Ground Station (JTAGS), те, в свою очередь, в масштабе реального времени вычисляли траекторию полета ракет и предупреждали соединения о ракетном ударе, а также давали целеуказания для ответного удара. Современные КА наблюдения способны выявить активность противника на этапе глубокой подготовки к боевым действиям, а быстродействие современных систем обработки и передачи данных позволяют в кратчайшие сроки выявить цель, опознать и создать условия для ее уничтожения. Наиболее впечатляющей по масштабам использования данных от космических средств стала война в Ираке 2003 г. Высокодетальные оптико-электронные спутники наблюдения типа KeyHole-11 в составе трех аппаратов и два радиолокационных Lacross (отличаются тем, что могут применяться в темное время суток независимо от облачности) задолго до операции, а также непосредственно в процессе боевых действий обеспечили детальными данными о расположении, составе и состоянии сил и средств армии Ирака. Кроме этого, были использованы данные с коммерческих спутников Ikonos и Quickbird, также привлекались израильский спутник Eros-A и французские Ка типа Spot.
В конце января 2003 г. National Geospatial-Intelligence Agency заключило с американскими фирмами DigitalGlobe и Space Imaging контракты каждый на сумму 500 млн долл. на приобретение снимков, получаемых с коммерческих аппаратов съемки земной поверхности QuickBird 2 и Ikonos 2. Контракты заключены в рамках реализации комплексной программы использования КА наблюдения за земной поверхностью в интересах министерства обороны и разведсообщества США. Данные аппараты являются наиболее современными коммерческими космическими средствами дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и по некоторым технико-тактическим характеристикам сравнимы с военным КА видовой информации. В июне 2003 г. на орбиту был выведен еще один американский коммерческий КА съемки земной поверхности высокого разрешения — OrbView 3 фирмы OrbImage.
В последние годы США ведут разработки КА оптико-электронного наблюдения нового поколения по программе Future Imagery Architecture, в которой военные отказываются от КА оптико-электронного наблюдения (ОЭН) в пользу радиолокационных спутников, способных производить съемку независимо от метеообстановки и времени су-ток. Расходы на программу в период с 1999 г. составили более 15 млрд долл., а общая стоимость системы оценивается в 25 млрд долл. В связи с тем, что ресурсы существующих КА ОЭН типа Keyhole-11 будут через несколько лет исчерпаны (КА выведены на орбиту в 1996, 2001, 2005, 2011 и 2013 гг.), основная нагрузка по решению задач видового наблюдения ляжет на коммерческие и гражданские космические средства ДЗЗ.
Одной из основных идей новой космической политики является максимальное использование ресурсов американских космических средств ДЗЗ для решения стратегических оборонных задач и обеспечения внутренней и международной безопасности. Так, к 2025 г., количество КА двойного назначения более чем в два раза превысит численность военных аппаратов.
Пентагон активно прорабатывает концепцию Responsive Space, предполагающую увеличение численности орбитальной группировки космических средств видового наблюдения за счет использования КА малогабаритного класса. КА предполагается выводить на низкие орбиты и использовать только в период подготовки и ведения боевых действий. Информация с данных аппаратов будет приниматься непосредственно на мобильные пункты приема информации, находящиеся на ТВД, и поступать командирам тактического звена для решения оперативных задач.
К преимуществам малых КА можно отнести:
■ сокращение сроков создания КА с 8—10 до 2—3 лет;
■ снижение стоимости эксплуатации на 20— 30% в год;
■ оперативность восполнения орбитальной группировки КА из-за малых сроков изготовления КА и их подготовки к запуску;
■ значительно меньшие потери в случае отказов КА;
■ существенное снижение затрат на выведение аппаратов за счет использования средств воздушного старта, конверсионных ракет и попутного выведения КА.
НИОКР по созданию перспективных средств ОЭН проводятся более чем в 15 зарубежных странах. Наиболее обширной программой НИОКР в данной области обладают США. Анализ показал, что в рамках бюджета министерства обороны США объем финансирования НИОКР по созданию перспективных КС (космических систем) ОЭН в период до 2030 г. составит более 10 млрд долл. Кроме того, стоимость программы создания перспективной радиолокационной системы наблюдения в рамках концепции FIA оценивается в 20 млрд долл. В коммерческий сектор на развитие систем ДЗЗ двойного назначения министерство обороны США планирует инвестировать более 2,5 млрд долл.
Космическая орбитальная группировка США самая многочисленная и насчитывает около 500 аппаратов разного назначения. Общая цель освоения космического пространства отражает не только политическую направленность, но и содержит частные (промежуточные) цели конкретной деятельности по освоению космического пространства (научные, экономические, международного сотрудничества, военные и др.). Анализ официально объявленных целей космической деятельности показывает, что в определении общей цели освоения космического пространства у США произошел резкий поворот в сторону милитаризации космоса. При этом и Илон Маск, и Джефф Безос, и Ричард Бренсон имеют закрытые программы двойного назначения и претендуют на свой кусок пирога от Пентагона и НАСА. Среди них и средства связи, и глобального интернета, и сверхскоростной логистики материальных потоков мировой экономики.
Глава Космического командования ВВС США генерал Джон Раймонд разъяснил, что Вашингтон намерен вести «космическую войну». По его словам, существует множество способов, сейчас идет работа по всем направлениям.
Современные КС наблюдения могут решить такие задачи, как:
■ видовое наблюдение наземных объектов, обеспечение информацией о состоянии и степени готовности стратегических объектов противника в любое время суток, независимо от метеоусловий;
■ оперативный контроль результатов применения оружия массового поражения и оценка физико-географических условий, радиационной и химической обстановки на ТВД;
■ наблюдение с высокой разрешающей способностью и оперативной передачей полученных данных за счет использования спутников ретрансляторов и использования высокоэллиптических орбит непосредственно в зону боевых действий.
Америка, безусловно, нацелена на доминирующую позицию в космосе. Кроме КС наблюдения, США направляют основные усилия на создание и усовершенствование заделов по созданию космических средств других типов, которые обеспечили бы им:
■ разгром российских орбитальных и наземных группировок космических формирований;
■ постоянное превосходство США в космической технике и в усиливающемся завоевании господства в космосе;
■ возможность нанесения массированных ударов по стратегическим объектам в военно-географических районах обычным, ядерным оружием и оружием на новых физических принципах;
■ введение в строй инфраструктуры борьбы с радиоэлектронными средствами в космосе и из космоса;
■ эффективное ведение борьбы со стратегическими ядерными средствами с целью сохранения жизнеспособности государства в условиях ответного ядерного удара России;
■ поддержание действий группировок войск (сил флота) ударами из космоса по целям на земле, в воздухе и на море в условиях ядерной и безъядерной войны;
■ эффективное применения новых систем высокоточного оружия, надежного управления войсками на всех уровнях руководства, разведывательной информацией в реальном масштабе времени, глобальной связью, навигационными и другими данными.
Заключение.
Как сказал Натан Майер Ротшильд: «Кто владеет информацией, тот владеет всем миром». Проанализировав данные о космических средствах наблюдения, можно сделать следующие выводы. США — новатор и несомненный лидер в ведении современных войн, где ключевое значение имеет информационное обеспечение. Несмотря на это, существующая орбитальная группировка не в полной мере удовлетворяет потребностям по оперативности и частоте наблюдений современного ТВД. Существующая система ОЭН США на базе КА типа «Кихоул» имеет ограничения по производительности и оперативности доставки информации. Просматривается тенденция перехода с КС ОЭН на радиолокационные КС наблюдения для получения снимков в темное время суток и независимо от облачности. Кроме того, существенным недостатком систем является сверхвысокая стоимость создания, выведения на орбиту и эксплуатации орбитальной группировки. Рассматривая вопросы наращивания орбитальной группировки, выполняющей лишь только военные задачи, можно сделать вывод, что такая программа экономически не выгодна. Народно-хозяйственные потребности в космических снимках постоянно растут. Анализ основных направлений развития зарубежных космических средств ОЭН показал, что к 2025 г. количество КА двойного назначения более чем в два раза превысит КА военного назначения. С точки зрения затрат целесообразней основной объем задач, не требующий оперативного контроля, переложить на коммерческие КА двойного назначения, а в периоды кризисных ситуаций и подготовки боевых действий наращивать группировку малыми КА для решения задач оперативного и тактического уровня.
Исходя из аппетитов военно-промышленного комплекса и министерства обороны США, заявленных ими доктрин глобального и космического превосходства, Российской Федерации требуется в кратчайшие сроки подготовить новую национальную космическую доктрину и свести в ней воедино технологические и силовые возможности адекватных ответов и упреждения растущих угроз тем, кто пытается навязать нам новую гонку вооружений и в космосе, перекроить поля международных соглашений при формировании нового полицентричного и многополярного мира..."
ИСТОЧНИК: https://cyberleninka.ru
|