Перейти на мобильную версию сайта

» » »

Куда исчез чудский народ?


1708  31     Pacak   25.06.2019

Во время прямой линии на прошлой неделе президент России увидел на экране вопрос «Куда делись чуди?» и решил на него ответить.
 
«Ассимилировались, в основном», — сказал Владимир Владимирович.

Кто такие чуди? Почему они хоронили себя живьем? Поговорили с исследователем и даже нашли одного из дальних потомков этой народности. Чуди — это коренное население севера, о котором мало что известно.
 

В 1920-м они упоминались в переписи населения, но после таинственно исчезли. Вместе с другими народами их объединили в группу «вепсы». Но в начале нулевых чуди появились снова. Исследователь Сергей Григорьев добился включения народности чудь в перепись населения. На 2010 год их осталось всего 27 человек.
 

С чего всё началось

Сергей Григорьев — исследователь народа чудь и сотрудник Министерства по делам национальностей. С 1974 года он посещает Пинежский район, деревню Нюхча. Там он изучает документы, разговаривает с людьми и пишет научные работы. Как рассказал учёный, точного определения того, что такое чудь, нет. Чудью называли некоторые дославянские народы. Внешние отличия: скуластость, вытянутый череп, глаза бледно-голубые, не так широко поставленные, как у других.
 

Фрагмент русско-чудского словаря. 1913 г.

Как писал ещё Михаил Ломоносов в статье «О России прежде Рюрика» — это народ, который с давних времен населял север. Кроме того, чудью могли быть эстонцы, проживавшие на Чудском озере. А жители Архангельской области вообще называли себя «чудь заволчанская». Жители Коми тоже знают, что их происхождение идёт от чуди, чудь населяла и Урал, а в Екатеринбурге даже скульптура стоит — идол чуди.
«В статье Ломоносов пишет, что славяне пришли на землю, где уже давно жили чуди. Славяне как основатели государства в истории остались, а чуди как-то замазались. И всё. До сих пор, как ни зайдешь в Интернет, там пишут одно и то же: что это загадочный народ, который исчез под землю уже как тысячи лет.

На самом деле чудь — это народ, который вместе со славянами был обозначен на новгородской территории. Они проживали там какое-то время. Однажды славяне и чуди разругались в пух и прах — решали, кто из них круче. И, чтобы разрешить их разногласия, пригласили варяг», — Сергей Григорьев.

Однажды, когда Григорьев ещё не знал, кто такие чуди, он предложил министерству программу изучения народных культур в отдалённых и труднодоступных местах. В одной из экспедиций исследователь плыл по реке на лодке и иногда останавливался в деревнях, чтобы изучить народ. Однажды он оказался в деревне Нюхча, чтобы починить лодку. Вокруг собралась куча детей.

Учёный создал на этом месте музей крестьянского быта. А заодно нашел повод, чтобы периодически приезжать в деревню. По словам Сергея, первое время он приезжал туда не за чудью и даже не думал, что будет так глубоко изучать эту тему. Но после открытия исследователь организовал ещё три экспедиции. Он заметил, что внешность местных отличается от привычной в этих краях. Они даже в шутку друг друга называли «Ну ты и чудь белоглазая». И до меня дошло, что они не славяне. В 1999 году в июне я приехал в деревню с намерением выяснить, кто они.

На праздновании Иванова дня ко мне подсели мужики и начали рассказывать, что они народ чудь. А потом спросили меня, как представителя министерства, почему ими никто не занимается. На следующий день я с ними встретился и взял интервью. Сергей Григорьев.
 

Загадка была одна — куда делся народ чудь?

Сергей Михайлович стал копать старые документы. Нашёл перепись за 1920 год — чуди были в этом списке. Он решил сделать целую деревню оставшихся чудей — на это Министерство финансов выделило 15 миллионов рублей. «Я создал план, что можно сделать. Но местные царьки, как я их называю, испугались. Что они — главы района, сельхозсовета — останутся без работы». Потом журналисты областных изданий в каждом номере писали о чудаковатом мужике, который пудрит мозги местному населению какой-то чудью.

Формальная численность на 2002 год — 21 представитель чистокровных чудей. Кроме того, часть местного населения записалась в малый народ, но это возмутило реальных жителей. Из-за давления стали говорить, что никаких чудей там нет, что учёный всё придумал. По словам Сергея, после этого данные переписи были фальсифицированы — и сейчас там не совсем верная информация.
 

Среди жителей деревни, которые относились к чуди, была Татьяна Седунова. Журналисты нашли её в Архангельской области, в деревне Веркола. Её бабушка была чудью, в 1997–1998 годах они всем семейством подали официальное заявление в общину. Но в 1999-м оганизацию прикрыли. История народа уходит глубоко-глубоко своими корнями в века. Несколько десятков тысячелетий прошло с тех пор, как этот народ жил в Пинежском районе.

Моя бабушка рассказывала об этом смелом народе, поведала, что они заживо себя хоронили. Спустя тысячи лет ров, в котором убили себя чуди, всё ещё существует. В 60-е годы в деревню приехали археологи — они хотели провести раскопки. Но местные вышли, заслонили собой и не дали этого сделать.
«Эти курганы мы наблюдаем до сих пор. В 90-е к нам приехал московский журналист Сергей Григорьев. Он рассказывал нам про чудь. Делился находками. Чем больше мы узнавали об этом народе, тем больше нам было интересно», — вспоминает Татьяна.

Сергей Михайлович проводил огромное количество времени в библиотеке. Узнал, что у чуди была своя культура, свой бог для поклонения и письменность — существует даже русско-чудский словарь.
 

Что теперь с народом?

Этот народ дал корни жителям нашего района. Последние годы люди начали это признавать и относить себя к этой народности. Но, несмотря на это, остальные жители с большой иронией относятся к этой народности. Чудь никуда не исчезла, а получила другие названия.

Наука просто по-другому называет эти народы. «Чудь» сохранилась в российской топонимике. Напоминает название Чудского озера на границе Эстонии и Псковской области, где в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. В позапрошлом году Сергей Григорьев даже нашёл карты, где жили чуди.

Вывод был сделан: жители Архангельской области не имеют никакого сходства со славянам, что они родня шведам, эстонцам, части Польши и что, судя по всему, Исландия была заселена именно выходцами из архангельской территории (ну вот такие выводы у Сергея). Татьяна Седунова верит, что маленький народ может стать брендом района.

Со своей кухней и уникальным промыслом. Уже сейчас этих людей можно отнести к малочисленному коренному народу России. Привлечь туристов, инвестиции и общество. Ну… Осталось доказать остальным, что этот народ вообще есть.
 
Категория: Тайны истории | Просмотров: 1708 | Добавил: Pacak | Рейтинг: 5.0/2

Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


КОММЕНТАРИИ:

1 Lenchik 25.06.2019 в 11:57 / Материал
Судя по первому фото они не монголоидной расы, как большинство народов севера.
3
2 Pacak 25.06.2019 в 12:13 / Материал
Да откуда на Севере монголы? smile Чукчи - индейцы.
2
3 Lenchik 25.06.2019 в 12:44 / Материал
Это индейцы чукчи. Заселение Америки происходило с нашего континента через Берингов пролив.
2
4 Pacak 25.06.2019 в 17:39 / Материал
Вопрос не о том, кто кого заселил, а то, что они родственники, ни к каким монголам отношения не имеют smile
3
5 Lenchik 25.06.2019 в 17:49 / Материал
Монголоидная раса это не только монголы, это все узкоглазые, с жёлтой кожей, с чёрными волосами и кривыми ногами.
2
6 Pacak 25.06.2019 в 18:21 / Материал
Это ты сейчас признаки беременности у обезьян перечислил biggrin Чудь - это немного другое, они не монголы и не славяне и даже не промежуточное звено. Это загадка, которую еще надо разгадать.
3
7 csunami 25.06.2019 в 18:56 / Материал
Обезьяны не узкоглазые и кожа у них не жёлтая. biggrin
1
8 Laska 25.06.2019 в 23:22 / Материал
Корни моего отца в Псковской обл. в деревне под интересным названием Алё. Ближе к границе с Латвией. Дед и прадед были голубоглазые, и у отца были голубые глаза. Посмотрела на карту, как раз между балтами и чудью находится псковщина. Деревень было много, сейчас почти не осталось, выжили только крупные сёла. Места там красивые, озёр полно с интересными названиями.
2
9 Звездочёт 26.06.2019 в 05:08 / Материал
Мы с тобой, выходит, земляки по корням)) мой дед тоже родом из Псковской области.
2
12 Laska 26.06.2019 в 21:15 / Материал
biggrin Земляки, и это здорово! Из какого района дедушка?
2
15 Звездочёт 27.06.2019 в 00:30 / Материал
Великолукского)
2
18 Laska 27.06.2019 в 21:52 / Материал
Мои корни в Новосокольническом р-не. Соседи smile
2
10 Lenchik 26.06.2019 в 05:14 / Материал
Если Чудь белоглазая, глаза должны быть светло голубые.

Деревня наверное не очень древняя. (После изобретения телефона уже появилась).

У нас есть посёлок, Бэкон называется. Все его с ударением на первом слоге произносят. От английского бекон название произошло. Там и в самом деле свиноводческие фермы были.
1
13 Laska 26.06.2019 в 21:41 / Материал
Деревня как раз древняя, раньше называлась Усадище, потом стали называть по названию озера. Мне бабушка рассказывала, что на озере, которое находится не так далеко от них была битва с крестоносцами ранней зимой. русичи загнали рыцарей на это озеро, тонкий лёд пролосмился и все утонули. С тех пор это озеро называется Смертное.
Вот выдержка из статьи:
В основе названия левого притока Черёхи Олешенка может лежать индоевропейский корень ол-. Он присутствует во многих славянских языках. Корень ол- означает "питье, вода". Основа ол- присутствует и в других языках: эстонское "ылу" и летто-литовские "олун, алус" означают "пиво". В норвежском языке "олле" переводится как "родник". Э.М. Мурзаев отмечает, что основа "ольс", распространенная на севере России и в Белоруссии, означает "мокрое, торфяное место". Ближайшие аналогии на Псковско-Новгородской земле достаточно многочисленны - это сразу несколько озер с названием Алё, реки Олица, Алоля и др. Данная основа отмечена в самых древних индоевропейских гидронимах на Восточно-Европейской равнине (реки Ола, Ольса и др.), относимых ко второму тысячелетию до н.э. Иначе говоря, какое бы происхождение ни имел гидроним, значение его, скорее всего, "вода, мокрое место". Название «Алё» носят озера в Локнянском, Бежаницком районах, того же корня название озера Алоль в Пустошкинском районе – это является признаком существования в древности устойчивого очага данной языковой культуры в наших местах.
Название это очень древнее, поэтому вопрос о происхождении сложен. Возможно выведение его из различных языковых культур, что случается на стыке языковых ареалов. На Витебщине «алёс» - болото. Вывод из всего вышесказанного – гидроним «Алё» очень древний, происхождение его, скорее всего, балтское. Значение названия – вода, влага, озеро.
У деревни Алё (Усадище) расположены несколько курганных групп XI-XIII вв., а также городище последней четверти 1 тыс. н.э.
4
16 Звездочёт 27.06.2019 в 00:41 / Материал
thumbup
2
11 Lenchik 26.06.2019 в 14:05 / Материал
В девяностые ретивые корреспонденты пытались связаться с потомками белых эмигрантов в Европе. Это надо было слушать как они говорят по русски. Как в старинных литературных произведениях. В ограниченном сообществе русский язык не эволюционировал. Он и в дореволюционные времена у господ и сословия попроще отличался, а тут прошло почти сто лет.

Они сохранили русский язык передавая его от поколения к поколению. Хоть и с трудом, но разговаривали с журналистами по русски. Кстати, против России они ничего не имеют. То есть даже намека не было упрекнуть государство в чём то.

Во вторую мировую некоторые белоэмигранты добывали сведения для СССР, то есть шпионили в пользу советов.
4
14 Laska 26.06.2019 в 22:16 / Материал
Кстати, вычитала, что кроме чуди, были ещё народность водь.
2
17 Lenchik 27.06.2019 в 03:57 / Материал
Сталин в начале войны издал указ о налаживании контактов с белоэмигрантскими организациями. Немцы то же предпринимали попытки привлечь на свою сторону белоэмигрантов.

В какой то степени получилось и у тех и у этих, но массового движения не было.
3
19 Lenchik 28.06.2019 в 04:25 / Материал
Если по твоему мнению, так их порешила "кровавая гэбня".
На самом деле никогда не было такого государства как Украина. Эти территории всегда были частью чего то.

В доказательство, не существует украинских монет (не считая современных).

Когда столица Руси переместилась из Киева в Москву, прихлебатели переехали вместе с правительством. Остальные и поныне там живут.
1
20 csunami 29.06.2019 в 07:41 / Материал
Да, всё верно, Сергий. Народ -- один. Говоры/наречия -- разные. В москве (и рядом) -- "акают", На Волге (и рядом) -- "окают". Небольшие языковые различия существуют у племён Севера Руси, Средней полосы, Юга, Востока... В том числе в Беларуси (Белая Русь), Малороссии (Малая Русь/Рось) и т. д. Поляне, древляне, смоляне и пр. -- племена Русичей-Росичей, как и многие другие славянские племена (словаки, сербы, болгары...). Суржик-же, на котором с гордостью "говорють" нынешние националисты Украины -- искусственный польско-австровенгерсий- малоросский ломаный "говор". Наследие попытки холопов общаться с панами. Теперь этот суржик селюковский выдаётся за "истину мову справжних вкраиньцев", древний язык "укро-шумерцив". cool
2
21 Lenchik 29.06.2019 в 09:24 / Материал
По моему суржик, это русский язык со вставкой украинских слов и с произнесением буквы Г как нечто среднее между Г и Х.
1
22 csunami 29.06.2019 в 15:29 / Материал
Суржик -- смесь малоросско-польских (в основном) слов. Мягкое "Г" при произношении -- особенности местного произношения, как "аканье", "оканье", "цоканье"...
2
23 Pacak 29.06.2019 в 23:02 / Материал
sergiy, ты какой-то не правильный еврей smile
1
24 Lenchik 30.06.2019 в 04:08 / Материал
Судя по статье, Чудь скандинавских кровей. Хатчиками у нас цыган называют, а хавчик, это еда.
1
25 csunami 30.06.2019 в 18:18 / Материал
"Хачиками" больше из-за имени стали называть -- Хачик Хачатрян, к примеру. Так и "прилипло" прозвище. Торгашей на рынках... cool
3

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОПУЛЯРНОЕ: