Главная » Новости » Мистика и тайны религии » Психологи изучают то, что религия знает уже долгие века
Психологи изучают то, что религия знает уже долгие века364 3 душка 12.09.2022 | |
Социальные ученые исследуют, что человек может сделать для улучшения качества своей жизни. Их выводы перекликаются с тем, что было отработано религиозными практиками много веков назад.
Несмотря на то, что я вырос католиком, большую часть своей взрослой жизни я не придавал значения религии. Как и многие ученые, я считал, что она основана на мнениях, догадках или даже надеждах и поэтому не имеет отношения к моей работе. Эта работа - руководство психологической лабораторией, сосредоточенной на поиске путей улучшения человеческого состояния, использование инструментов науки для разработки методов, которые могут помочь людям справиться с проблемами, которые ставит перед ними жизнь. Но за 20 лет, прошедших с начала моей работы, я понял, что многое из того, что находят психологи и нейробиологи о том, как изменить убеждения, чувства и поведение людей - как поддержать их в горе, как помочь им быть более этичными, как позволить им найти связь и счастье - повторяет идеи и методы, которые религии используют уже тысячи лет.
Наука и религия часто враждовали между собой. Но если убрать теологию - взгляды на природу Бога, сотворение Вселенной и тому подобное - из повседневной практики религиозной веры, враждебность в дебатах испаряется. Остается лишь ряд ритуалов, обычаев и чувств, которые сами по себе являются результатами своеобразных экспериментов. За тысячи лет эти эксперименты, проводимые в грязной гуще жизни, а не в стерильных лабораториях, привели к созданию того, что мы можем назвать духовными технологиями - инструментов и процессов, предназначенных для успокоения, перемещения, убеждения или иного воздействия на разум. Изучение этих технологий показало, что некоторые элементы религиозной практики, даже если они удалены от духовного контекста, способны влиять на сознание людей измеримыми способами, которые часто ищут психологи. Например, моя лаборатория обнаружила, что если люди в течение короткого времени занимаются буддийской медитацией, они становятся добрее. После восьми недель занятий с буддийским ламой 50 процентов тех, кого мы наугад определили на ежедневную медитацию, спонтанно помогли незнакомому человеку, испытывающему боль. Только 16 процентов из тех, кто не медитировал, сделали то же самое. (В реальности незнакомец был актером, которого мы наняли, чтобы он использовал костыли и носил съемный гипс на ноге, пытаясь найти место в переполненном зале). Однако, сострадание не ограничивалось незнакомцами; оно распространялось и на врагов. Другое исследование показало, что после трех недель медитации большинство людей воздерживались от мести оскорбившему их человеку, в отличие от большинства тех, кто не медитировал. Когда моя команда заметила такое глубокое воздействие, мы начали искать другие связи между нашими предыдущими исследованиями и существующими религиозными ритуалами. Например, благодарность - это то, что мы внимательно изучали, и ключевой элемент многих религиозных практик. Христиане часто произносят слова благодарности перед едой; евреи благодарят Бога молитвой "Модех Ани" каждый день после пробуждения. Когда мы изучали акт благодарения, даже в светском контексте, мы обнаружили, что он делает людей более добродетельными. В исследовании, в котором люди могли получить больше денег, солгав о результатах подбрасывания монеты, большинство (53 процента) обманули. Но этот показатель резко снизился для людей, которых мы сначала попросили посчитать свои благодеяния. Из них только 27 процентов решили солгать. Мы также обнаружили, что, испытывая чувство благодарности к человеку, судьбе или Богу, люди становятся более отзывчивыми, более щедрыми и даже более терпеливыми. Даже очень незаметные действия, такие как совместное движение во времени, могут оказывать значительное влияние на сознание. Мы видим синхронность почти в каждой религии мира: Буддисты и индуисты часто вместе читают молитвы; христиане и мусульмане регулярно встают на колени и стоят в унисон во время поклонения; евреи часто раскачиваются, или покачиваются, когда читают молитвы вместе. Эти действия скрывают глубокую цель: создание связи. Чтобы увидеть, как это работает, мы попросили пары незнакомых людей сесть за стол напротив друг друга, надеть наушники, а затем коснуться датчика на столе перед ними каждый раз, когда они слышат звуковой сигнал. Для некоторых из этих пар последовательность тонов совпадала, то есть они стучали пальцами в унисон. Для других они были случайными, то есть движения рук не были синхронизированы. Затем мы создали ситуацию, в которой один из членов каждой пары застрял, выполняя длинное и трудное задание. Мало того, что те, кто двигал руками в унисон, сообщили, что чувствуют больше связи и сострадания к своему партнеру, который сейчас трудился, 50 процентов из них решили помочь партнеру, что значительно больше, чем 18 процентов, которые решили помочь, не двигаясь синхронно. Совокупное воздействие таких простых элементов - тех, которые меняют наши чувства, веру и тех, на кого мы можем положиться, - накапливается со временем. А когда они включены в религиозную практику, исследования показали, что они могут обладать своего рода защитными свойствами. Регулярное участие в религиозных практиках снижает уровень тревожности и депрессии, укрепляет физическое здоровье и даже снижает риск ранней смерти. Эти преимущества обусловлены не только общими социальными контактами. Есть что-то специфическое в самих духовных практиках. То, как эти практики задействуют механизмы нашего тела и разума, может усилить радость и уменьшить боль жизни. В религиозные траурные ритуалы включаются элементы, которые, как недавно выяснила наука, уменьшают скорбь. Целительные ритуалы содержат элементы, которые могут помочь нашему телу исцелить себя, просто укрепив наши надежды на излечение. Религии не просто нашли эти психологические приемы и подталкивания задолго до появления ученых на сцене, но часто упаковывали их вместе в сложные способы, которые научное сообщество может перенять. Вместо того чтобы насмехаться над религией и начинать психологические исследования с нуля, мы, ученые, должны изучать ритуалы и духовные практики, чтобы понять их влияние и, где это необходимо, создавать новые методы и терапии на их основе. Для этого не нужно принимать ту или иную теологию - достаточно иметь открытый ум и уважительное отношение. Не делая этого, мы рискуем предать наши принципы. Если мы игнорируем этот массив знаний, если мы отказываемся всерьез воспринимать эти духовные технологии как источник идей и вдохновения для изучения, мы замедляем прогресс самой науки и ограничиваем ее возможности принести пользу человечеству. Именно общаясь через границы, которые обычно разделяют нас - наука против религии, одна вера против другой, - мы найдем новые способы сделать жизнь лучше. Дэвид ДеСтено — профессор психологии Северо-восточного университета и автор книги «Как действует Бог: наука о преимуществах религии». Источник: wired.com | |
|
Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КОММЕНТАРИИ:
| |
ПОПУЛЯРНОЕ: