Доктор Джоэл Салинас — необычный человек. Он ощущает своим телом боль и эмоции людей, которых видит. Когда пациент лишается руки, он теряет чувствительность в своей собственной руке, а когда женщина оплакивает сына, он чувствует глубокую печаль, как будто сам потерял сына. Чему можно научиться у него?
30-летний доктор Джоэл Салинас работал в первую смену в отделении неотложной помощи Массачусетской больницы общего профиля в Бостоне, США. В то время, когда он просматривал список больных, прибывших в отделение неотложной помощи, синяя лампочка стала быстро мигать. Он вскочил, побежал к двери и рядом с его кабинетом увидел человека, лежащего на полу без сознания, который только что перенёс сердечный приступ.
Прибывшие до него медики начали проводить реанимационные мероприятия. Салинас застыл на месте и не мог отвести взгляда от лежавшего на полу человека. В этот момент его тело захлестнула огромная волна ощущений. Ему казалось, что он сам лежит на полу рядом с тем человеком. При каждом нажатии на грудь пациента он чувствовал, будто ему массируют грудь и его спина прижимается к полу.
Когда в горло пациента была вставлена трубка для подачи кислорода, Салинас почувствовал, как она проталкивается в его собственное горло: он почти задыхался от недостатка воздуха. После получасовых попыток реанимации врач в отчаянии поднял руки и констатировал смерть пациента. Салинас почувствовал, как будто его собственное тело становится всё слабее и слабее, ноги не держат его, и жизнь медленно уходит из него.
С огромным усилием он побежал в ближайший туалет, встал на колени перед унитазом, и его несколько раз вырвало. Когда ему снова удалось встать на ноги, он посмотрел на себя в зеркало, повторяя: «Я жив, я жив, это умер не я». Постепенно он почувствовал, что силы вновь возвращаются к нему. Он умылся и вернулся в палату, на своё рабочее место.
У доктора Салинаса необычная неврологическая проблема: он ощущает прямо в своём теле чувства и боль людей, которых видит. Иногда ощущения настолько сильны, что ему трудно определить, принадлежат они его собственному телу или же он ощущает чувства другого. На профессиональном языке это неврологическое явление называется «зеркально-контактной синестезией».
Такое состояние — относительно редкое явление и проявляется в различных формах примерно у двух процентов населения. Эта неврологическая особенность подтолкнула Салинаса к изучению медицины. Его способность помогает определить диагноз у пациентов, понять глубже причину их боли и облегчить их участь, но одновременно с этим он облегчает и своё страдание.
В 2017 году вышла в свет книга доктора-невропатолога Джоэла Салинаса «Зеркальное прикосновение».
«Эта способность — проклятие или благословение? — спрашивает он в своей книге. — Может ли он испытывать сочувствие и сострадание к своим пациентам в пределах переживаемых им страданий? И что он может сказать о глубокой связи, существующей между всеми людьми?»
Жизнь похожа на калейдоскоп
Доктор Салинас, кроме практики в Бостонской больнице общего профиля, преподаёт в Гарвардской медицинской школе. Его уникальные способности зародились ещё раннем детстве, когда формировались связи мозга. В детстве он всегда чувствовал не так, как другие дети.
Например, в его записной книжке каждая буква или цифра должны были иметь свой определённый цвет: А всегда должна была быть синей, В — всегда жёлтой, цифра 2 — зелёной и т. д. Но для себя он считал всё это обычным поведением ребёнка, у которого есть какие-то причуды. Позже, когда он начал смотреть мультфильм и увидел, как злодей бьёт главного героя, он почувствовал эти удары прямо на собственном теле. Точно так же и в школе, когда дети ссорились и дрались, он всё переживал так, как будто это происходило с его телом.
Только на первом году обучения в медицинской школе он узнал, что его необычное восприятие мира определено специальным научным термином.
«Мы были в составе медицинской делегации в Индии и обсуждали между собой медицинские преимущества медитации», — пишет Салинас. — Врач, который вёл дискуссию, заметил, что есть люди с сенсорным смешением, «синестезией». Они видят, например, буквы в цвете, или чувствуют, что звуки имеют аромат. Оказывается, таким людям легче всего погрузиться в медитацию».
Салинас очень удивился, услышав эту информацию. До этого момента он был уверен, что каждый переживает мир так же, как он — в сенсорном смешении. Когда ему стало ясно, что эта особенность на самом деле считается неврологической проблемой, которая проявляется не у всех, он начал глубоко исследовать эту тему.
Первые научные описания синестезии появились ещё в начале XIX в., но только сегодня, с развитием новых технологий картирования мозга, исследования в этой области продвинулись вперёд. Оказывается, существует очень много видов сенсорного смешения, и причины этого состояния до сих пор точно не выяснены. Согласно последним исследованиям, это имеет генетическую основу, по крайней мере, частично. Другие причины связаны с гиперактивностью различных областей мозга.
Наиболее распространённая форма сенсорного смешения заключается в том, что когда человек видит письменный знак (букву или цифру), он автоматически видит его в определённом цвете, независимо от цвета, в которым знак напечатан. На профессиональном языке это называется графемно-цветовой синестезией. Например, в слове «cat» (кошка) Салинас описывает, что он «видит букву C чёрной, букву A — красной, а букву T — оранжевой. Каждая буква образует цветное облако, и все вместе они представляют собой тёмное туманное облако с красными и оранжевыми пятнами. Однако для Салинаса состояние сенсорного смешения выходит далеко за рамки этого одного проявления.
Когда он видит число, то помимо цвета, сразу же придаёт ему личностные качества. Число три, например, которое Салинас видит в цвете индиго, у него ассоциируется с нерешительностью: он не решается реализовать свои потенциальные способности. Точно так же, когда Салинас встречает человека, он сразу соединяет его с определённым числом, с чертами характера, которые имеет это число, а также его цвет.
Вдобавок ко всему, Салинас также воспринимает движение в звуках, музыку в цвете и вкус геометрических форм. Всё вместе это создаёт для него реальность, которая может показаться ужасной для людей, не имеющих способности к синестезии. Люди с такими способностями, как у Салинаса, будто «смотрят на мир через калейдоскоп с различными пейзажами, которые смешивают все чувства, как бесконечный глубокий сон, далёкий и противоречащий рациональному научному мышлению». Похоже ли это на галлюцинации? Салинас поясняет:
«Это не галлюцинации, которые появляются в результате употребления наркотиков, а реальность, в которой я живу».
Синестезия может проявляться у каждого. Однако, по словам Салинаса, «исторически это чаще встречается среди творческих людей, включая музыкантов Ференца Листа, Стиви Уандера, Джимми Хендрикса, писателя Владимира Набокова, актрисы Мэрилин Монро, а также физика, лауреата Нобелевской премии, Ричарда Фейнмана».
Из видов сенсорного смешения самым редким является способность ощущать чужие чувства и боль — «зеркально-контактная синестезия». Салинас говорит, что если, например, человек стоит перед ним и почёсывает правую щёку, то и он почувствует зуд в левой щеке. Если у человека, стоящего перед ним, случится приступ паники, Салинас также ощутит, будто сам страдает от подобного приступа.
Салинас чувствует ощущения не только живых людей. Он говорит:
«Когда я стою, например, перед статуей Свободы в Нью-Йорке, я реально чувствую, что тяжёлое одеяние давит мне на ногу (это шлейф, который окутывает статую), чувствую тяжесть предмета, которую держит статуя в правой руке, (левая рука статуи держит мемориальную доску с датой провозглашения независимости США). Также я чувствую растяжение в левом плече, какое бывает, когда поднимают тяжесть высоко (правая рука статуи держит факел). И ещё я чувствую лучи, которые выходят из моей головы (лучи на короне статуи), и я сам — зеркально отображённая скульптура».
У Салинаса это может происходить как в помещении, так и на улице, как среди толпы людей, так и перед конкретным человеком.
Сканирование мозга Салинаса показало, что области его мозга, связанные с «отражением» чувств и ощущений других людей, были больше и активнее по сравнению с людьми, которые не имели способности синестезии. Это те же области мозга, которые более активны, когда мы сочувствуем другим людям.
Сенсорные и эмоциональные перепады, которые постоянно испытывает Салинас, могут быть очень сложными, и в травматологическом отделении больницы, где он работал, эта проблема была особенно серьёзной.
Научитесь сочувствию
Жарким августовским утром в травматологическое отделение больницы общего профиля Массачусетса прибыл истекающий кровью мужчина, которого обнаружили возле железнодорожных путей. Когда Салинас вошёл в комнату, он внезапно заметил, что в его левой руке нет ощущений. Он уже знал, что его чувства (или их отсутствие) могут исходить извне, от других людей.
Его глаза осмотрели комнату, чтобы найти причину своих ощущений, и он увидел только что прибывшего пациента. Его правая рука была обёрнута пропитанными кровью полотенцами, а на подносе рядом с ним лежала часть руки, отрезанная поездом.
Салинас почувствовал, как ледяной холод распространяется в его левой руке с ощущением ломающихся и разрывающихся мускулов и сухожилий. Он знал, что сейчас должен сосредоточить своё внимание на чём-то другом, на чём-то, что обеспечило бы ему якорь, за который он мог бы держаться и иметь устойчивую почву, чтобы не упасть в обморок от интенсивности чувств.
Он уставился на тележку, нагруженную оборудованием, стоящую рядом с ним: полотенца, бинты, шприцы, пробирки, выстроенные в ряд, завернутые в стерильную упаковку. Каким-то образом тщательный порядок этих предметов, размещённых на тележке, помог ему навести порядок в ощущениях внутри своего тела, и они постепенно начали утихать. Он сделал несколько глубоких вдохов, снова посмотрел на раненого, сосредоточил свой разум на чувстве организованности и порядка и вернулся к работе.
Многим людям в таком состоянии, как Салинас, трудно противостоять постоянным сенсорным перепадам. У некоторых развиваются симптомы беспокойства и даже депрессии. Другие запираются в доме и редко выходят на улицу или нуждаются в длительных периодах тишины и покоя, чтобы нейтрализовать сенсорное давление. Салинас, напротив, с течением времени научился видеть в проблеме благословение для него и для всех нас.
Его первая попытка найти благословение в «зеркальном прикосновении» была в экспедиции, в которой он пробыл несколько недель с племенем Каяпу в глубинах тропических лесов Амазонки. У туземцев был обычай: когда кто-то из племени испытывал тяжёлые страдания или получал травмы, он делал глубокую татуировку на своём теле. Таким образом, другие члены племени, видевшие это, понимали, что человек страдает, и испытывали к нему сочувствие, поддерживали его и помогали пережить трудный опыт. Женщина, потерявшая сына, вырезала глубокие полосы на своём черепе каждый год после смерти сына, пока вся ее голова не покрылась шрамами. Её страдания и горе были видны всем, и это вызывало у них сочувствие.
Благодаря опыту племени Каяпу, Салинас понял, что все обычные люди, которых он встречает, тоже «выгравировали» на себе свои признаки страдания, чувств и обид, которые они переживали. Но они сделали их не снаружи, на коже, а внутри своего тела. И эти знаки, по мнению Салинаса, одновременно «выгравированы» и на его собственном теле. Как и в случае с Каяпу, они заставляют его «познавать мир в почти постоянном состоянии повышенного сочувствия».
Члены племени Каяпу
Хотя у Салинаса состояние повышенного сочувствия наблюдается с самого рождения, но он думает, что мы все способны развивать сочувствие на более высоком уровне. Это требует сильной воли и постоянного преодоления трудностей. Как научиться сочувствовать и сопереживать? По его мнению, всё начинается с нас самих. Судя по его личному опыту, только тогда, когда он полностью открылся своей личной истории со всеми взлётами и падениями, со всей радостью и страданием, с успехами и неудачами, — только тогда он действительно смог выйти за рамки своего собственного «я», прочувствовать глубже мир и реальность других людей и приобрести к ним эмпатию.
Согласно Салинасу, чем больше мы практикуем открытость и рассказываем свой личный опыт другим, тем больше усиливаем и расширяем те области мозга, которые связаны с отражением чувств и восприятием других людей. Салинас говорит, что это похоже на любую другую деятельность, в которой мы специализируемся: нам легче замечать тонкости её проявления у других.
У балерины можно наблюдать повышенное действие в мозгу в областях «отражения», когда она смотрит, как другая балерина выполняет пируэт. У пловца можно видеть это, когда он наблюдает за другим пловцом, и т. д. Практика сочувствия иногда может быть трудной и даже неприятной, особенно по отношению к людям, которые вызывают в нас отторжение или отвращение по разным причинам. Но, по словам Салинаса, именно здесь мы узнаём больше всего — «там таится настоящее сокровище».
ИСТОЧНИК: https://www.epochtimes.ru/
|