11:39 «Экзорцизм в исламе — как переговоры с террористом» |
«Мечтала, чтобы стал муллой»
Дождливое утро посреди рабочей недели. Я захожу в кафе на окраине Москвы. Внутри шумно: люди покупают кофе с собой, завтракают или сидят уткнувшись в ноутбуки. Я оглядываюсь: кажется, человека, с которым я должна встретиться, здесь нет. Направляюсь к барной стойке — вдруг он стоит там? — и слышу: «Анна?» Оглядываюсь. В углу сидит аккуратно одетый мужчина: очки, неброский кардиган, часы, ровно подстриженная черная бородка. Я могла бы принять его за обычного школьного учителя или университетского профессора, но никак не за муллу-экзорциста. Ильхаму Аллямову 36 лет, и к этому возрасту он успел провести уже больше ста ритуалов по изгнанию джиннов. Сам Ильхам не называет себя экзорцистом и удивляется, когда это слово звучит в моей речи. Он занимается не только экзорцизмом: верующие обращаются к нему, чтобы провести, например, никях (свадебный обряд) или имянаречение. Эти услуги перечислены на сайте Ильхама. Когда я спрашиваю его, как он решил стать муллой, Ильхам улыбается:
Он родился в нижегородском селе Красная Горка. После школы поступил в медресе в Нижнем Новгороде, а затем начал преподавать ислам и вскоре стал имам-хатыбом Соборной мечети имени Ширафетдина-хаджи в родном селе. Недавно Ильхам переехал в Москву. Сейчас он в основном ездит по домам и проводит различные ритуалы, в том числе и экзорцизм. Обычно к муллам обращаются напрямую: просят приехать и помочь изгнать джинна.
Ильхам отчитывал «одержимую» примерно 40 минут. После этого, говорит он, у женщины полились слезы, ее стало тошнить водой, из носа пошла кровь. «И она сразу уснула. Через пять минут женщина проснулась. Муж говорит: “Ты помнишь, что ты сейчас делала?” Она смотрит на нас, как будто сон страшный увидела только что. Она не помнила ничего», — вспоминает мулла. Когда Ильхам говорит о джиннах, его лицо меняется. Он оживляется и, будто неосознанно, понижает голос. По словам муллы, джинны тоже могут вселиться практически в любого человека, они среди нас. Злые духи вообще могут подслушивать нашу беседу прямо сейчас. Бездымный огонь и новый айфон Согласно верованиям мусульман, джинны действительно постоянно находятся рядом с людьми. Историк-этнограф Ахмет Ярлыкапов объясняет: «Джинны имеют свой собственный мир, это своего рода цивилизация. Они не могущественнее людей, но имеют другую физику». Если человек не верит в джиннов, значит, он не признает Коран истиной, добавляет журналист и писатель Владимир Севриновский.
Джинны материальны, но сотворены из бездымного огня — плазмы. В обычном виде они невидимы для человеческого глаза, однако есть народные легенды, в которых рассказывается о перевоплощении джиннов в людей. Полина Жеребцова, писательница и правозащитница, выросшая в Грозном, рассказывала в «Чеченских дневниках»:
Иллюстрация: Алина Кугуш для ТД
Как и люди, джинны наделены свободой выбора. Считается, что часть из них богобоязненны и верны Аллаху, а часть — злые (их называют шайтанами). Севриновский рассказывает:
Ахмет Ярлыкапов добавляет, что, согласно верованиям, злые джинны до последнего, Судного дня будут пытаться сбить людей с толку и влиять на них. Так им велел Иблис — предводитель всего рода джиннов. Так как для любого верующего мусульманина джинны — это реальность, исламский экзорцизм — распространенная практика. Антрополог и профессор Центра социальной антропологии РГГУ Ольга Христофорова в выпуске «Одержимость в русской деревне» подкаста «Тоже Россия» отметила: понятие одержимости человека «каким-то сверхъестественным агентом» встречается практически в каждой культуре. С точки зрения современной светской медицины одержимость или бесноватость может объясняться «очень разными состояниями». Например, ощущение одержимости неким бесом или духом появляется у здоровых людей с «банальной моносуеверностью», говорит Христофорова. Также «бесноватыми» могут казаться те, кто страдает от истерических или невротических расстройств личности или психоза. Например, одним из проявлений одержимости в некоторых российских деревнях, в частности в Архангельской области, считается икота — мифологический персонаж, который вселяется в женщин и заставляет их вести себя так, как для женского гендера несвойственно: ругаться матом или выражать «мужские» мысли и идеи.
«Буран, ничего не видно, а мы поем на минарете» Традиция изгнания злых духов и лечения одержимых не прерывалась в советское время. «Эта часть верований в исламе, тем более в “народном” исламе, всегда существовала. В советское время люди на Кавказе верили практически поголовно — и не важно, коммунистами они были или нет», — говорит Ярлыкапов. Так как официальная религия находилась из-за этого в ограниченных условиях, начали набирать силу народные формы религии. Многие ходили к муллам за амулетами для защиты от джиннов.
Ильхам вспоминает, что в его родной Нижегородской области было много мусульман и с ними действительно пытались бороться.
Для семьи Ильхама все изменилось в июне 1988 года. 4 июня в соседнем Арзамасе прогремел взрыв: рядом с местным железнодорожным вокзалом взорвался вагон, нагруженный взрывчаткой. Все здания в радиусе двух километров оказались повреждены. Некоторые дома рухнули. Согласно официальным данным, погиб 91 человек, еще 744 оказались ранены. На самом деле жертв взрыва было еще больше: некоторые семьи остались без крова.
Тогда же верующие татары пришли к дедушке Ильхама. Они попросили его стать муллой. Тогда мужчина работал строителем и сварщиком, он знал всего пару сур. Другие муллы, конечно, были, объясняет Ильхам, но они к тому моменту были уже старые и постепенно умирали.
Дедушка с удовольствием брал внука в мечеть. Ильхам помнит, как дедушка носил его на руках и все показывал в мечети.
Помолчав, Ильхам добавляет: «До сих пор остались теплые воспоминания об этих временах». Влюбиться в джинна О том, что дедушка изгонял джиннов, Ильхам слышал от взрослых. Он рассказывает: «Дедушка читал на воду молитвы, одержимые ее пили — и им становилось легче». Ильхам добавляет, что признаков одержимости много. Но самый главный — неадекватная реакция на чтение Корана.
Единой методики изгнания джиннов не существует. Многое зависит от поведения одержимого человека. Бывают случаи, когда «пациент» так сильно верит в свою одержимость, что начинает биться, кричать разными голосами, вырываться, поясняет эксперт. Тогда к нему может применяться физическая сила — иначе невозможно его удержать.
Если джин особенно сильный и хитрый, мулла в одиночку может с ним не справиться — и тогда обряд проводят несколько человек.
Имамы приходили еще два раза. Но ничего не получилось, джинн оказался сильнее. Ильхам добавляет, что порой в человека может вселиться сразу несколько джиннов. Однажды его пригласили к женщине, в которой «жили» 25 злых духов.
«Когда джинн выходит, ты как будто просыпаешься» Не все муллы соглашаются проводить сеансы экзорцизма. Считается, что джинн может отомстить потом изгнавшему его мулле или его семье и даже вселиться в экзорциста. Ильхам рассказывает: иногда после очередного сеанса экзорцизма он не может найти дорогу домой или неожиданно попадает в аварию.
Ильхам вспоминает: он сам пережил депрессивный эпизод, который считает результатом влияния злых сил. Мулла уверен, что однажды на него навели порчу. Ильхам описывает свое состояние в тот момент так:
Он обратился к пожилой татарке, которая была известна умением изгонять джиннов и избавлять людей от порчи и последствий черной магии.
Он приехал к ней летним днем, в обед. Старушка посмотрела на Ильхама и сказала, что его наказали джинны за то, что он «всем читал и помогал». «Тебе нужно самому читать теперь», — сказала женщина. Ильхам вспоминает, что во время отчитки очень хотелось спать и зевать. Сеанс продолжался примерно час. А потом Ильхама словно отпустило: он понял, что порча снята. «Как будто проснулся», — вспоминает мулла. «Умоляла Аллаха, чтобы демоны меня покинули» Далеко не всегда экзорцизм проходит безболезненно. 19-летняя Лейла из Новосибирска (имя девушки и город изменены) рассказывает: из нее решили изгнать джинна, когда подумали, что она «больна» из-за гомосексуальности. Мама Лейлы религиозна. Она стала подозревать, что с дочерью «что-то не так», когда девушка остригла волосы и начала курить.
Когда мать узнала, что дочь лесбиянка, она решила: в Лейлу вселился джинн. Чтобы избавиться от злого духа, женщина не стала обращаться к мулле. Она подумала, что и сама справится.
Попытки «вылечить» девушку продолжались десять дней. В итоге Лейле удалось сбежать. Сегодня она живет одна. «Свою маму я сейчас никак не воспринимаю, — добавляет Лейла. — Родственников [знавших о происходящем] тоже. Не хочу их видеть сейчас и общаться. Стоит на секунду подумать о пережитом, сразу начинает болеть тело». История Лейлы не исключение из правил. Информация о случаях изгнания «джиннов» из представителей ЛГБТ регулярно появляется в СМИ. 20 января 2020 года чеченка Аминат Лорсанова заявила, что специалист по «изгнанию джиннов» избивал ее в присутствии родственников. Насилие во время сеансов экзорцизма происходит не только в семьях. Девушка-лезгинка, попросившая не упоминать ее имя, говорит, что некоторые муллы используют знание анатомии, чтобы спровоцировать неадекватное поведение «больного»:
Руководитель дагестанского информационно-аналитического центра «Фикр» Магомедрасул Омаров в интервью «Кавказскому узлу» отметил, что в исламе нет практики лечения от гомосексуальности.
Ильхам подтверждает: дотрагиваться до человека во время экзорцизма не рекомендуется. Иногда приходится держать одержимого за руки, но обычно имам или мулла дотрагивается до «пациента» только палочкой или линейкой. Во время нашего интервью Ильхаму несколько раз звонят: просят приехать на дом. Ответив на очередной звонок, он молчит, а потом замечает, постукивая пальцами по кружке с американо: «Джинны больше нас знают, через какую дверь к нам заходить, чтобы нас соблазнить. Без молитвы душа голодная. Мы тело кремами мажем, делаем массаж, душ принимаем. А для души что делаем? Ничего не делаем. Только кофе пьем». Источник: takiedela.ru |
|
Всего комментариев: 0 | |