Ян Стивенсон, академический психиатр, 45 лет назад отказавшийся от Фрейда, считая его слишком ненаучным, и обратившийся к паранормальному как инструменту, позволяющему постичь человеческую психику, ушел из жизни 8 февраля в Шарлотсвилле, штат Вирджиния. Ему было 88, и в течение многих лет он жил в этом небольшом городе.
По утверждению его брата, доктора Керра Вайта, смерть наступила из-за пневмонии.
До своей отставки в 2002 году д-р Стивенсон возглавлял отдел перцептивных исследований Виргинского университета, им же основанный в 1967 году. Ранее он назывался отделом исследования личности при факультете психологии и нейроповеденческих наук университета.
Как сообщается на веб-сайте этого отдела, среди изучаемых там феноменов дети, утверждающие, что помнят предыдущие жизни, околосмертные опыты, выходы из тела, призраки и контакты после смерти, видения на смертном одре.
Учитывая, что в конце этого месяца планируется закрыть лабораторию Принстонского университета, где проводится изучение телекинеза и экстрасенсорного восприятия, центр Виргинского университета остается одной из немногих академических структур такого рода в стране.
Д-р Стивенсон был всемирно известен своими исследованиями того, что он сам называл “жизнью человека после смерти”, в широких кругах обычно называемое реинкарнацией.
По его мнению, именно она, наряду с такими факторами, как наследственность и внешняя среда, дает возможное объяснение ряду особенностей личности, в числе которых фобии, необычные способности и гендерная дисфория (безотчетная тревога, связанная с принадлежностью к определенному полу — Прим. переводчика).
Десятилетиями он путешествовал по миру, записывая истории, рассказываемые детьми про то, как они были другими людьми и жили в других местах, а потом находил этому подтверждение.
Преодолевая ежегодно десятки тысяч миль, д-р Стивенсон записал более 2500 случаев, отчеты о которых он публиковал в сборниках специальной литературы. Среди его работ “Случаи реинкарнационного типа” (University Press of Virginia, 1975-1983); “Дети, которые помнят прошлые жизни: вопрос реинкарнации” (University Press of Virginia, 1987); и его основой труд — “Реинкарнация и биология: вклад в этиологию родимых пятен и врожденных дефектов” (Praeger, 1997, 2268 стр.).
Д-р Стивенсон стал героем документальной книги “Старые души. Научное доказательство прошлых жизней”, написанной Томом Шредером, журналистом газеты “The Washington Post” (Simon & Schuster, 1999).
В одном из случаев, как рассказывает д-р Стивенсон, новорожденная девочка из Шри-Ланки сильно кричала, когда ее проносили мимо автобуса или ванны.
Она объяснила это, едва научившись говорить: в предыдущей жизни, когда она была девочкой лет 8-9, ее сбил автобус и она утонула в рисовом поле, затопленном водой; позднее в результате расследования была обнаружена семья, живущая в четырех или пяти километрах от этого места, в которой умерла именно такая девочка. Две эти семьи, как утверждает д-р Стивенсон, не имели между собой никаких контактов.
Отвергнутый большинством академических ученых, д-р Стивенсон для своих сторонников был непризнанным гением, смело раздвигающим границы науки.
Критики находили его серьезным, упорным, но введенным в заблуждение, сбитым с толку своей доверчивой склонностью принимать желаемое за действительное и видеть науку в том, что другие считали суеверием.
“Я думаю, что он пытался во всем разобраться, но делал это, нарушая элементарные стандарты”, — сказал в телефонном интервью в среду Леонард Анхель, религиозный философ из колледжа Дуглас, Нью-Вестминстер, Британская Колумбия (Канада).
“Однако, чтобы понять это, нужно очень внимательно присмотреться; и именно поэтому он был таким убедительным для многих людей”.
Профессор Анхель делал обзор его работ для публикаций, в том числе для журнала “Skeptical Inquirer”, поощряющему рациональное объяснение того, что называется паранормальным.
В свою очередь, д-р Стивенсон подчеркивал, что собранная им информация предназначалась лишь для того, чтобы предположить возможность реинкарнации, а не доказать ее как несомненный факт.
“Некоторые из них ужасно очаровательны”, — сказал он в интервью для “Washington Post” в 1978 году. — Один ребенок из Индии заявил, что он однажды жил в Канзасе. И, конечно, это вздор. Мы отметаем любые случаи “венерианских фантазий”.
Ян Претимэн Стивенсон родился 31 октября 1918 года в Монреале и вырос в Оттаве. Его отец, родом из Шотландии, был канадским корреспондентом лондонской газеты “Times”. Его мать проявляла живой интерес к теософии и полурелигиозным мистическим верованиям, популярным в конце 19-го начале 20-го веков.
Свой интерес к духовным явлениям д-р Стивенсон объяснял тем, что у его матери была обширная библиотекой книг по этой тематике.
В 1942 году д-р Стивенсон получил степень бакалавра естественных наук в университете Макгилла и там же, годом позднее — медицинскую степень. После психиатрического тренинга он преподавал этот предмет в университете штата Луизиана, и в 1957 году в возрасте 38 лет стал руководителем факультета психиатрии в Виргинском университете.
Но уже через несколько лет д-р Стивенсон начал осознавать, что есть аспекты человеческой личности, необъяснимые с позиций фрейдистской и поведенческой теорий. В 1961 году, он с воодушевлением, отчасти благодаря поездке в Индию, начал изучать реинкарнацию.
Первая жена д-ра Стивенсона, Октавия Рейнольдс, с которой они поженились в 1947 году, умерла в 1983. Его вторая жена, Маргарет Перцофф, бывшая с ним в браке с 1985 года, пережила его, так же, как продолжают здравствовать его сестра Эдит Мейснер из Ноултона (Квебек), и его брат, д-р Вайт, живущий в Шарлотсвилле.
Отвечая на вопрос, верит ли он в реинкарнацию, д-р Стивенсон проявлял должную осмотрительность. Но его картотечный шкаф в отделе перцептивных исследований спрятан под обычный кодовый замок, который д-р Стивенсон купил и поставил около 40 лет назад, установив на нем известную лишь ему комбинацию.
Как объяснила в среду в телефонном интервью его коллега по отделу, Эмили Уильямс Келли, эту комбинацию д-р Стивенсон придумал, используя секрет мнемонического метода, и, скорее всего, ключом является определенное слово или предложение, известное лишь ему.
“Он говорил, что если у него получится, то попытается как-то сообщить нам эту кодовую комбинацию”, — сказала г-жа Келли.
“Ну, например, если бы кто-то увидел яркий сон о нем, где повторялось бы определенное слово или фраза — я не точно знаю, как это реально может происходить — и если бы это действительно сработало, то мы, воспользовавшись этим кодом, попытались бы открыть замок.”.
А пока что, как утверждает г-жа Келли, картотечный шкаф д-ра Стивенсона остается накрепко запертым.
ИСТОЧНИК: https://www.nytimes.com
|