Один из самых успешных сериалов в истории кино преподает нам уроки по обретению баланса в жизни, освобождению от страха и беспокойства, контролю и гармонии при принятии решений.
Когда режиссёр Джордж Лукас писал сценарий к фильму «Новая надежда», первому из серии фильмов «Звёздные войны» (в том порядке, в котором они появлялись), это стало для него настоящей пыткой. Он знал, что является человеком образов и сенсаций, а не слов, поэтому каждый день запирался в своей комнате на несколько часов, чтобы заставить себя писать.
«Когда я писал первую версию “Звёздных войн”, мы обсудили его, и я понял, что ненавижу сценарий. Я выбросил его и начал новую версию, которую тоже выбросил в мусорное ведро. Это случилось четыре раза с четырьмя совершенно разными версиями», — сказал Лукас.
Профессор Касс Р. Санстейн из Гарвардского университета описывает в своей книге «Мир согласно “Звёздным войнам”» (2016 г.), что когда в конце съёмок Харрисона Форда, сыгравшего персонажа Хана Соло, спросили, что он думает о фильме, он ответил:
«Есть огромный парень в собачьем костюме, и это абсурдно». Актёр Дэвид Проуз, сыгравший Дарта Вейдера, сказал нечто подобное: «Большинство из нас думали, что снимаем “кучу мусора”».
Когда фильм вышел, Лукас с женой решили полететь в отпуск на Гавайи. Они предпочитали держаться подальше, опасаясь, что отзывы будут ужасными. Спустя годы Лукас сказал, что даже его близкие друзья не верили в успех фильма, он никому не нравился.
«Существа, роботы — всего этого было слишком много», — пишет профессор Санстейн.
И тем не менее все перипетии, трудности, нововведения, которые легко могли быть отвергнуты зрителями, оправдали себя — фильм имел головокружительный успех.
Что сделало «Звёздные войны» такой успешной серией фильмов? Санстейн, один из самых уважаемых экспертов в области права в Соединённых Штатах, много думал об этом предмете и утверждал, что сериал затрагивает самые глубокие вещи как общества, так и отдельных людей всего мира. Он цитирует поэта Уильяма Блейка, который пишет о том, что видит «мир в песчинке», и утверждает, что «Звёздные войны» — это та же самая песчинка, которая отражает весь мир.
«”Звёздные войны” — это поверхностный фильм в смысле легкости и удовольствия от него, — сказал нам Санстейн в интервью. – Это немного похоже на комикс. Но он глубок, потому что охватывает основные вопросы, связанные со свободой выбора, судьбой, отношениями отцов и детей, властью, добром и злом и самоконтролем. Под простой маской трагедии, мужества и утешения, возникают извечные вопросы философии. Вопросы с общим знаменателем, актуальные для верующих, светских людей и людей любого вероисповедания и происхождения».
Сила поддерживает равновесие
Когда в 1977 году вышел первый фильм, некоторые увидели в нём рыцарскую сказку о короле Артуре. Если в Средние века была создана легенда об Артуре и рыцарях Круглого стола, то Лукас познакомил зрителя с легендой об Ордене рыцарей-джедаев — воинов, посвятивших свою жизнь защите добра и справедливости и наделённых особыми способностями.
Как и король Артур, главный герой фильма Люк Скайуокер вырос, не зная, кто его настоящие родители. У Артура был наставник по имени Мерлин, у Люка был мастер по имени Оби-Ван Кеноби, за которым последовал Йода. Артур использует меч Экскалибур, Люк использует световой меч. Оба откликаются на зов судьбы и оба сражаются с силами зла.
Другие сравнивали рыцарей-джедаев с «Орденом рыцарей Храма Соломона», известными как «Тамплиеры» (или Храмовники от слова «Храм»). Подобно рыцарям-джедаям, защищавшим Республику, рыцари Храма Соломона защищали Святую Землю и паломников, поднявшихся к святым местам во время крестовых походов. И так же, как в фильме Орден рыцарей-джедаев, который был уничтожен Императором Палпатином, а его оставшиеся в живых ушли в подполье, рыцари Храма были полностью истреблены в начале XIV века королём Франции Филиппом. В то время как в «Звёздных войнах» джедаям, наконец, снова удалось победить императора, в средние века тамплиерам не удалось совершить подобное.
Если рассматривать историю в хронологическом порядке, а не в порядке выхода фильмов, Лукас выбирает для начала историю о джедаях с приключением Энакина Скайуокера. Энакин — невинный ребенок, который оказался вундеркиндом, потому что «Сила» — энергия, окружающая вселенную и обеспечивающая её существование, — очень сильна в нём. Как и Иисус, он чудесным образом родился без отца. Когда ему было девять лет, Энакин предстал перед Советом джедаев с просьбой разрешить ему тренироваться в «силовых» приёмах. Мастер, который нашёл его, сказал:
«Он избранный». Несмотря на его энергетический потенциал, совет отказался обучать его, заявив, что «будущее этого ребёнка неясно».
Представление о том, что он «избранный», основано на пророчестве. Оно гласит, что в последние дни республики появится тот, кто «уравновешивает власть». Именно поэтому рыцарь-джедай Оби-Ван Кеноби тренирует Энакина несмотря на противодействие старшего рыцаря Йода. Затем, как и в любой успешной драме, ситуация начинает ухудшаться. Вопреки правилам порядка, запрещающим отношения и требующим контроля над человеческими эмоциями, Энакин влюбляется в высокопоставленную государственную особу и тайно женится на ней.
Когда Энакин видит во сне свою жену, умершую при родах, он теряет контроль над своими эмоциями. Ему на помощь приходит Палпатин, ловкий политик, движимый тёмной стороной «власти», но скрывающий свою личность. Как и рыцари-джедаи, он также обладает энергией «силы» и наделён особыми способностями, которые он насильно использует, чтобы контролировать других. Палпатин возглавляет Орден ситхов — врагов джедаев, ведомыми Тёмными силами и подрывающими Республику.
Палпатин уверяет Энакина, что силы, присущие тёмной стороне «власти», спасут его и его жену, и в конечном итоге влияют на его переход на тёмную сторону. Энакин становится его близким учеником, и Палпатин даёт ему имя Дарт Вейдер.
Император Палпатин, ловкий политик и лидер Ордена ситхов, склоняет Энакина Скайуокера на темную сторону, используя его чувства
Отныне мир, созданный Лукасом, явно склоняется к его тёмной стороне. Энакин (Дарт Вейдер) намеревается убить всех молодых джедаев, утверждая, что они являются частью заговора с целью захватить Республику. И Палпатин, возглавляя армию, чтобы уничтожить оставшихся рыцарей-джедаев, захватывает Республику, превращая её в галактическую империю, а себя – в императора.
Вейдер пользуется тем, что является правой рукой императора, и намеревается сеять страх и разрушение по всей галактике. В процессе перехода на тёмную сторону он также вызывает разрушение через «эффект Пигмалиона» (самосбывающееся пророчество) — его беременная жена умирает от горя из-за его морального упадка, отклонения в тёмную сторону и становления Вейдером. За несколько мгновений до её смерти у них рождаются близнецы, которых тайно отправляют на усыновление, одним из которых является Люк Скайуокер.
Кто восстановит баланс?
«Лукас опирается здесь на древнюю философию», — говорит доктор Джейсон Т. Эберл, философ из Университета Сент-Луиса и автор книги «Звёздные войны и философия».
Согласно мировоззрению Лукаса, которое выражается в «силе», всё во вселенной должно быть в равновесии, и если оно выйдет из равновесия, вселенная или «сила» восстановит его равновесие.
«Идея о положительном и отрицательном, о том, что у каждой сущности есть две стороны, отталкивание и притяжение, инь и ян, борьба между двумя сторонами — всё это вопросы, связанные с природой, которые я хотел включить в фильм», – говорит Лукас.
Согласно идее об инь и ян, выраженной в даосизме в знаменитом символе тайцзи, во вселенной существуют противоположности, такие как чёрное и белое, женское и мужское, горячее и холодное, верх и низ, право и лево, внутреннее и внешнее, положительные и отрицательные и так далее. Поскольку в нашем мире всегда существуют противодействующие силы, от макро до микро, независимо от того, уничтожаете ли вы одно из них или нейтрализуете, мир выходит из равновесия. Слово «Дао» (или Тао) переводится с китайского как «путь», а философия Дао имеет дело с путем природы и попыткой уравновесить противоположности, создать равновесие.
Этот принцип выражен не только в даосизме, но и в иудаизме. В Библии нам сказано, что в начале Бог сотворил две противоположности — небо и землю. Он разделил свет и тьму, день и ночь, мужчину и женщину. Аналогичная идея была поднята в классической греческой философии. Около 500 г. до н.э. греческий философ Гераклит сказал, что реальность состоит из противоположностей, «которые можно рассматривать вместе как одно целое». С его точки зрения, реальность находится в постоянном изменении, осуществляемое противоположными силами, существующими между собой в гармонии как единое целое.
«Холодное согревается, горячее охлаждается, влага сохнет, сухое намокает», — говорил Гераклит.
Точно так же зима превращается в лето, день превращается в ночь, жара – в холод, а штиль – в бурю.
Поэтому, если во вселенной, которую построил Лукас, есть хорошие рыцари-джедаи, должны быть и плохие из Ордена ситхов. А если в нём есть добрые дела, то в нём должны быть и злые дела. Если есть сострадание, есть и массовое убийство. А в нашем реальном мире, если есть демократический и свободный Запад, есть и авторитарный и деспотический Восток.
Когда вселенная выходит из равновесия и склоняется к массовым убийствам со стороны членов Ордена ситхов, она должна вернуться к равновесию — каким бы невозможным это ни казалось нам. И когда какое-то авторитарное государство в реальном мире развязывает войну и причиняет вред невинным людям, найдётся равная этому сила, которая в итоге усмирит её. Таковы правила игры – законы вселенной. И это как раз то, о чём говорит пророчество, что «кто придаст равновесие силе».
Итак, после массовых убийств сюжет смещается в сторону Люка Скайуокера, сына Энакина (Дарт Вейдер), который примерно через 30 лет вырос и стал пылким молодым человеком, помогающим своей приёмной семье ремонтировать машины и выполнять работу по дому.
Подобно библейской истории о Сауле, который отправился на поиски ослов и нашёл царство, Люк отправился в пустыню на поиски пропавшего дроида и встретил Оби-Вана Кеноби, мастера-джедая, который обучал Энакина. Он говорит Люку, что он потомок рыцаря-джедая и что рыцари-джедаи способны контролировать энергию, называемую «силой».
Люк сначала воздерживается от того, чтобы смириться со своей судьбой, но, узнав, что его приёмные родители были зверски убиты солдатами императора, решает восстать против империи зла. Он встречает Мастера Йоду, который живёт в изгнании, и это завершает его обучение и делает его единственным рыцарем-джедаем, который может справиться с Императором Палпатином и Дартом Вейдером.
Но Палпатин и Дарт Вейдер чувствуют растущую силу Люка и возможное разрушение тёмной стороны «силы», поэтому они решают соблазнить его прийти к ним. Манипулируя эмоциями Люка, они надеялись обратить его к тёмной стороне. Когда прибывает Люк, между ним и Вейдером происходит поединок, в конце которого Вейдер побеждает. К удивлению Люка, Вейдер сообщает ему, что он его отец, и предлагает присоединиться к нему, утверждая, что вместе они свергнут Императора Палпатина и будут править галактикой как отец и сын.
Лукас прокручивает сюжет так, что Люк не хочет снова сталкиваться с Вейдером, чтобы не убить своего отца. Но дух Оби-Вана Кеноби открывается ему и говорит:
«Ты не можешь избежать своей судьбы. Ты должен снова встретиться с Дартом Вейдером».
Таким образом, Лукас поддерживает правила игры, которые гласят, что все должно вернуться к равновесию, хочет этого Люк или нет.
Действительно, через год Люк возвращается на очередную дуэль против Вейдера и на этот раз его собственная рука оказывается на высоте. Палпатин убеждает его убить Вейдера и занять его место, но Люк отказывается, бросая световой меч и говоря, что никогда не перейдет на тёмную сторону. Когда император понимает, что Люк ему бесполезен, он электризует его. Люк умоляет отца помочь ему. В Вейдере возникает чувство милосердия, и он отправляет Императора Палпатина на смерть. Таким образом, пророчество сбывается, и вселенная начинает возвращаться к равновесию между силами добра и зла.
Джедай как стоический философ
Лукас черпал вдохновение для саги «Звёздные войны» из множества других древних философий. Доктор Уолтер Робинсон, преподающий восточную и западную философию в университете Индианы в Пердью, пишет, что одна из них — дзен-буддизм.
«Больше всего меня заинтересовали истории о дзен-образовании и мастере дзен, который учит своего ученика тому, как физическое мастерство перевоплощается в высокие умственные способности», — сказал сценарист Лоуренс Кэздан, который сотрудничал с Лукасом в написании «Империя снова наносит удар», «Возвращение джедая» и другие фильмы серии «Звёздные войны».
Как утверждает Кэздан, обучение джедаев разными мастерами, является источником такого вдохновения.
Японские самураи также послужили источником вдохновения.
«Мой любимый режиссер — японец Акира Куросава, и “Звездные войны” были вдохновлены его фильмом “Скрытая крепость”, — добавил Кэздан. – У нас с Джорджем [Лукасом] было полное и моментальное принятие этого фильма. На протяжении всех фильмов Куросавы вы понимаете, что одно дело развивать физические способности, а другое — развивать ментальные способности».
Неслучайно шлем и доспехи Дарта Вейдера напоминают самурайские маски. Джедаи одеты соответственно.
«Они одеты в кимоно, напоминающее одеяния самураев, с добавлением средневековых капюшонов, придающих им монашеский вид, — пишет д-р Робинсон. — Меч — это душа самурая. Отношения между самураем и его мечом аналогичны отношениям джедая со своим световым мечом».
Нет никаких сомнений в том, что Лукас и Кэздан находились под влиянием древних культур и философий и объединили их для создания гармоничного продукта с универсальными принципами. Слово «джедай» происходит от слова, обозначающего жанр японских фильмов, в которых основное внимание уделяется, помимо прочего, жизни самураев. Жанр принадлежит фильму Куросавы «Скрытая крепость». Однако имя «Йода» происходит от санскрита (древний индийский язык) и означает «воин».
«Еще одним источником вдохновения являются сочинения стоиков», – утверждает философ профессор Уильям О. Стивенс, который считается экспертом по стоицизму.
Стоицизм — это древнегреческая философия, зародившаяся в III веке до н. э.
Основателем стоицизма считается Зенон из Китиона, основавший «стоическую школу», влияние которой ощущалось на римскую культуру, христианство и западную философию на протяжении столетий после её основания и до сих пор рассматривается философами, писателями, полководцами и психологами.
В одной из самых любимых частей «Звёздных войн» Люк отправляется на поиски мастера-джедая, но встречает карлика, похожего на гремлина, поведение которого похоже на поведение маленького ребёнка. Этот гном, который на самом деле Йода, выглядит не как воин, как следует из его имени, а как низкий, глупый нищий.
«Держи свое оружие подальше! У меня нет плохих намерений, — лукаво умоляет гном Люка, направляющего на него свое оружие. – Интересно, зачем ты здесь?».
«Я ищу кое-кого», — отвечает Люк.
«Я бы сказал, ты нашёл кого-то, а?» – с юмором говорит гном, но Люк не понимает, что нелепый низкий нищий перед ним и есть тот мастер, которого он искал.
«Нищий» обещает Люку отвести его к Йоде, но сначала они должны сесть поесть, так как всему своё время. «Иди! Хорошая еда. Иди сюда!» Но Люк нетерпелив и умоляет карлика немедленно отнести его к мастеру, пока нетерпение не перейдёт в разочарование, а затем в гнев.
Разочарованный Йода обращается к духу Оби-Вана Кеноби:
«Я не могу его учить. У него нет терпения».
Затем Люк понимает, что его обманул внешний вид встречного и странный гремлин и есть тот мастер, которого он искал.
«Всю свою жизнь он смотрел по сторонам, […] в будущее, на горизонт, — говорит Йода, — его разум никогда не был там, где он был […], в том, что он делал».
Йода ухмыляется страсти Люка к приключениям и азарту. Он отвергает их как вещи, которых мастер-джедай не должен жаждать. Йода, в отличие от Люка, не отвлекается на никчемные страсти и не беспокоится о вещах, находящихся вне его контроля. Он фокусируется на текущей задаче и действии в настоящем.
«Нет никаких сомнений в том, что Мастер Йода обладает многими стоическими чертами, — пишет профессор Стивенс. – Стоицизм учит, что следует действовать согласно добродетелям и делать это без эмоций, живя в гармонии с судьбой. Стоики считали, что природа, то есть весь космос, устроена и организована согласно логосу — логике».
Из этой логики, применяемой в различных сферах жизни, вытекают добродетели, которыми, по Стивенсу, являются мудрость, справедливость, мужество, самообладание, благочестие и великодушие, и согласно которым необходимо действовать.
«Человек, который действует согласно добродетелям, является разумным человеком. С другой стороны, человек, который действует в соответствии с плохими качествами, «обречен на страдания» и, следовательно, является иррациональным человеком»,– пишет Стивенс.
Правильные принципы заставляют стоика концентрировать свою мысль на том, что находится перед ним и что находится под его контролем. Не на вещах, о которых он беспокоится, боится, ожидает их или отвлекается от важного, или от чего-либо, что вне его контроля.
«Эта концентрация на том, что находится под нашим исключительным контролем, позволяет стоикам сохранять спокойствие, что бы ни происходило, и подняться над вещами, которые важны тем, кто не является стоиком», — пишет Стивенс. – Стоик также стремится освободиться от всех желаний и волнений, чтобы он мог надежно применять свою логику. Стоик видит в «страсти» (патос по-гречески) гнетущее нездоровое «смещении» ума. Отсюда и слово патология – болезнь тела или ума. По их мнению, человек, сумевший освободиться от всего разрушающего его разум, становится хорошим человеком».
Конечно, это был идеал, которого было трудно достичь. Тот, кто достиг этого, определялся как «умный».
«Душа мудреца совершенно устойчива, систематична, нравственна и не страдает никакой страстью. Это не означает, что стоический мудрец лишен каких-либо эмоций. Стоики считали, что есть три хороших эмоциональных состояния, которые не являются патологией разума — щедрость, совершение нравственных поступков и осторожность (противоположность безрассудству)».
«Две школы, которые привлекают Лукаса, буддизм и стоицизм, учат тому, что способность отстраняться от вещей очень важна. Если у тебя есть привязанность к чему-то, то будет и страх потерять это, и ты будешь доступен тёмной стороне. Йода так думает и говорит об этом», — объясняет нам профессор Санстейн в интервью.
В одной из сцен «Звёздных войн» Йода замечает, что Люк напуган.
«Страх — это путь к тёмной стороне», — говорит он. – Страх ведёт к гневу. Гнев ведёт к ненависти. Ненависть ведет к страданию».
Позже Йода говорит Люку:
«Гнев, страх, агрессия. Это тёмная сторона силы». Йода объясняет Люку, что он сможет понять разницу между двумя сторонами силы только тогда, когда он «спокойный, умиротворённый, готовый принять».
«Йода свободен от эмоций, которые подрывают его разум. Йода не безрассуден и не нетерпелив, как Люк. Он также не легкомысленен», — объясняет профессор Стивенс. – Как стоик, Йода даже не обеспокоен и не восторжен. Что ещё более важно: он не поддается гневу».
Император Палпатин и Дарт Вейдер — противоположность Йоде и стоической философии. Вместо того, чтобы отпустить гнев, они принимают его и используют в своих интересах. Поэтому, когда Люк встречает Палпатина, император хочет стать его наставником и завербовать его гневом, ненавистью и агрессией. Он убеждает Люка взять его световой меч и убить его:
«Ты хочешь этого, не так ли? Ненависть в тебе сейчас поднимается. Возьми своё джедайское оружие. Используй его. Я безоружен. Ударь меня им. Вырази свой гнев».
Палпатин делает это намеренно. Он знает, что для того, чтобы завербовать Люка, ему нужно разжечь в нём гнев и ненависть, отдалить его подальше от добродетелей и душевного спокойствия.
«С каждым мгновением, ты всё больше и больше становишься моим слугой, — говорит он. – Я беззащитен. Возьми свое оружие! Ударь меня со всей ненавистью, и твоё путешествие на тёмную сторону будет завершено».
Когда Люк сражается с Вейдером, император удовлетворенно наблюдает и приветствует Люка, который позволяет ненависти течь через него:
«Ты, как и твой отец, теперь мой».
Вопреки логике положительной стороны силы, поощряющей хорошие качества, логика тёмной стороны начинается с гнева и поощряет плохие качества. Гнев приводит к ненависти. Ненависть ведет к агрессии, направленной на контроль над другими.
Контроль над другими — это реальная сила. А настоящая сила – это желанная вещь, перед которой трудно устоять. В отличие от Йоды, который пытается контролировать свои мысли и чувства, тиран-император пытается контролировать людей, которые ему неподвластны. Йода смотрит в себя, император – во вне. Йода освобождается от своего гнева и эмоций, а император питается ими.
Архетипическая правда
Доктор Робинсон утверждает, что Лукас заимствовал у американского исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла, что в великих религиозных мифологиях существуют архетипические закономерности, отражающие общую универсальную истину. Среди всех великих религий, несмотря на различия между ними, существует общий знаменатель ценностей.
«Мифология “Звёздных войн” — преднамеренное выражение такой архетипической правды, — утверждает Робинсон. – Йода, например, является мотивом вселенской мудрости».
«Я хотел концепцию религии, основанную на предположении, что есть Бог, и что есть добро и зло… Я верю в Бога и верю в правильное и неправильное», — сказал Лукас, когда его спросили в интервью о духовной концепции «Звёздных войн» [ 12 ].
Другими словами, сила саги «Звёздные войны» заключается в её способности позволить людям подойти к таким вопросам, как судьба, мораль, законы вселенной, душа и сверхъестественное, не привязываясь к каким-либо жёстким рамкам убеждений. В этом смысле «Звёздные войны» — это не просто серия фильмов, а универсальный религиозный миф, который позволяет зрителю подключиться к большим вопросам и мыслям, например, существует ли в реальном мире баланс между добром и злом; есть ли некая «сила» (энергия), которая правит миром; что такое добродетели; как приучить мысль концентрироваться на настоящем; почему страх является препятствием и многое другое.
В отличие от других научно-фантастических фильмов, делающих акцент на технологиях, интеллекте и отваге персонажей, «Звёздные войны» — это миф, параллельный реальной жизни, включающий в себя добро и зло, тиранов и бунтовщиков, а также добавляющий духовность и мистику.
Источник: epochtimes.ru
|