В СССР активно велась пропаганда против религии. Важной частью пропаганды были антирелигиозные диафильмы. Один из таких диафильмов посвящен проблеме личности и религии.
Автором диафильма "Личность и религия" является М. Малышкина, художник - И. Булатова, редактор - Г. Морозова. Диафильм сделан в студии "Диафильм" в Москве в 1978 году в количестве 46 слайдов.
В 1970-е годы советские власти проанализировали имеющийся опыт борьбы с религиозным мировоззрением и выполнили работу над ошибками. В результате советские популяризаторы атеизма начали делать акцент на жизненном опыте людей, затрагивая вопросы развития личности. Поэтому вышел соответствующий диафильм.
В начале диафильма "Личность и религия" рассказывается о том, что такое личность и как она формируется. Затем идут слайды, показывающие влияние религии на личность человека.
Религия показана как явление исключительно вредное. Авторы сначала показали слайд философов-просветителей, которые критиковали религиозное мировоззрение: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Затем привели якобы позицию немецкого философа Фейербаха, чьи работы сильно повлияли на учение Маркса.
Затем авторы показали слайд с цитатой Энгельса о религии, и описали его позицию как "глубоко-научную".
Тем не менее, наибольшая часть описанных в диафильме функций религии адекватно описывают реальную ситуацию. Особенно актуальной является интерпретация цитаты Карла Маркса в 15 слайде.
В 16 слайде религия описана не только как система идей и представлений, а также как система эмоций и практик. Этот момент очень актуален для понимания религии в эпоху Брежнева. Религия - это не просто мифология, но также психо-практическое состояние.
В религии важна далеко не мировоззренческая сторона, а то, что человек чувствует, участвуя в религиозных обрядах. Человеку не важно, противоречит ли религия науке. Главное, что человек слушает церковный звон, присутствует на богослужении с близкими людьми. В западных странах такой формат до сих пор остается актуальным: люди могут не верить в Бога, но им важно ходить в храм по воскресениям, это насыщает их повседневную жизнь, приобщает к традиции.
Очень интересно, как советская пропаганда через диафильмы использует религиозные термины против религии. Таким термином является "духовность". С точки зрения авторов, религия обедняет духовный мир человека.
В качестве аргументов в использованы вырванные цитаты из религиозных текстов.
Как аргументы используются подмены. На нижнем слайде информация подана так, будто Джордано Бруно пострадал из-за своих научных открытий. На самом же деле его казнили за создание новой религиозной системы.
В диафильме верующих преподносят как необразованных людей, и все потому, что религия им "запрещает умнеть и образовываться".
Диафильм несет феминистические ценности. Предметом критики является то, что религия делает из женщины второстепенных людей, покорных и смиренных. Особый акцент сделан на исламской мизогинии.
Уделено внимание воспитанию детей. Отмено, что именно с детства люди приобщаются к религии, поэтому важно ограждать их от этого и приучать к научно-материалистическому мировоззрению.
Выше я привел лишь часть слайдов диафильма. Полную версию можете посмотреть по ссылке: диафильмы.su.
Диафильм "Личность и религия" хорошо демонстрирует отношение советской власти к религии и специфику изменения антирелигиозной пропаганды, где акцент уже сделан не на мировоззрении, а на повседневной жизни людей и их чувствах.
|