08:05 Трофейные головы Наска |
Культура Наска Перу, пожалуй, наиболее известна загадочными линиями и стилизованными изображениями пустыни. Но на этом загадки не кончаются. Например, известно, что культура Наска занималась практикой охоты за головами. Это видно в так называемых «трофейных головах». Хотя эти «трофейные головы» были впервые засвидетельствованы в иконографии керамики Наска, позже это было подтверждено открытием не менее 100 голов с начала 20-го века. Основываясь на анализе этих голов, было высказано предположение, что голова была сначала удалена из тела, посредством прорезания шеи и отделения шейных позвонков острым обсидиановым ножом. Затем основание черепа было разбито, и мягкие ткани, включая язык, мышцы и структуру горла, были отброшены. Через это отверстие мозг и поддерживающие мембраны были удалены. Полученную полость часто набивали тряпкой, а иногда и растительным веществом. Затем маленькое отверстие было пробито или просверлено в центре лба, чтобы пропустить туда веревку. Эта веревка была бы закреплена внутри головы деревянным блоком или большим узлом и, как полагают, использовалась, чтобы подвешивать головы на здания или даже связать их вокруг талии. Наконец, губы были приколоты, используя один или два длинных шипа от местного дерева huarango. Термин «трофейная голова», впервые придуманный археологом Максом Уле, предполагает, что головы были собраны в качестве трофеев войны. Однако среди сторонников этой теории есть дискуссия о том, как Наска осуществляла свои войны. Некоторые ученые предположили, что Наска практиковал форму ритуальной войны, в которой основной целью было захват пленных для обезглавливания, а не территориальной экспансии. На фото: Пример трофейной головы Наска с веревкой в верхней части. Другие ученые, однако, утверждали, что люди Наска участвовали в традиционной войне за контроль над землей и другими ценными ресурсами и что сбор голов проходил только после битвы. Независимо от того, как были получены головы, ученые с обеих сторон согласны с тем, что причина для сбора голов и того, как они впоследствии использовались, носила ритуальный характер. Использование культурой Наска обезглавливания сравнивалось с такой же практикой индейцев восточного Перу и Эквадора, где эти ценные предметы использовались во множестве ритуалов перед церемониальным погребением. Кроме того, украшения на керамике Наска показывают обезглавленные головы, наколотые на столбы, висящие на знаменах, перемещаемые воинами, и собираемые, и отображаемые группами. Более того, головы были погребены рядом с кладбищами, тем самым предлагается их использование в ритуальных действиях, связанных с мертвыми. На фото: Усохшая голава культуры Дживаро. Другая интерпретация «трофейных голов» заключается в том, что у них была волшебная функция. Согласно этой интерпретации, главы военных пленников были обезглавлены, чтобы успокоить богов по разным причинам. Это похоже на другие культуры, которые практикуют человеческие жертвоприношения, такие как ацтеки, которые были направлены на успокоение богов. Это основано на изображениях руководителей, которыми управляют божественные существа, например, удерживаемые в руках и прикрепленные к одежде «Антропоморфных Мифических Существ», сжимаемых в руке «Мифического Killer Whale» и попадающих в организм «Ужасной птицы». На картинке: Xolotl, бог смерти ацтеков с жертвой и головой. Магическая функция этих голов может быть сложнее, чем просто умиротворить богов. Было высказано предположение, что приношение голов богам должно было обеспечить изобилие продовольственных культур. Человеческие головы, возможно, были символом плодородия, так как некоторые иконографические мотивы демонстрируют прорастающие бобы в виде «трофейной головы» или ухо кукурузы с лицом «трофейной головы». Более того, тот факт, что люди Наска жили в одном из самых суровых мест на земле, что означало, что для них было важно сделать все возможное, чтобы убедиться, что урожай был хорош. Один последний момент в отношении «трофейных голов»: недавний изотопный анализ показывает, что большинство голов были из того же населения, что и охотники за головами. Это может означать, что некоторые члены общины Наска были принесены в жертву для лучшего благосостояния общины. С другой стороны, это может поддержать теорию о том, что головами были трофеи войны, и эта война, в частности в ее ритуальной форме, была направлена на соответствующие общины. Короче говоря, есть много вопросов о «трофейных головах», которые все еще остаются без ответа, и, надеюсь, они будут решены когда-нибудь в будущем. источник |
|
Всего комментариев: 13 | |
| |