Окутанная тайной гибель председателя совета директоров компании «Лукойл» Равиля Маганова под окнами московской больницы - не первая в череде странной цепочки похожих смертей ТОП-менеджеров российских сырьевых компаний. Совпадение?
Виктория Павлова
Смерти топ-менеджеров нефтегазовой отрасли всегда привлекают внимание. В этой сфере вращаются колоссальные деньги, от углеводородов зависит бюджет всей страны. Нынешние и бывшие руководители богатейших компаний покидают этот мир один за другим. Причины остаются загадкой, а молчание правоохранителей лишь подогревает интерес к поиску различных версий. Зачем успешные люди, у которых все есть, вдруг решают "покончить с собой", и кто может стать следующим в этой череде трагедий, так похожей на сюжет романа Агаты Кристи «10 негритят»?
«Десять негритят решили пообедать, один вдруг поперхнулся - и их осталось девять…»
67-летний Равиль Маганов, обладатель награды «Почётный нефтяник», проходил лечение в палате на 6 этаже ЦКБ. В больницу он лёг с сердечным заболеванием, но врачи также диагностировали депрессию. 1 сентября его тело было найдено под окнами медучреждения. По мнению правоохранительных органов это было самоубийство – сообщает ТАСС. Маганов был старожилом отечественной нефтянки. Пост первого исполнительного вице-президента «Лукойла» он занимал с 1993 года. А с 2020 года был председателем совета директоров компании – тогда он сменил Валерия Грайфера, скончавшегося на 91-м году жизни после продолжительной болезни.
«Девять негритят поев, клевали носом, один не смог проснуться - и их осталось восемь…»
Совпадение или нет, но это уже шестая смерть топ-менеджера сырьевой компании с начала года. Всё началось еще 6 мая 2020 года – тогда совладельца «Сибантрацита» и «Востокугля» Дмитрия Босова обнаружили с огнестрельным ранением в собственном доме. Следователи пришли к выводу, что успешный миллиардер (86 место в рейтинге Forbes) покончил жизнь самоубийством. При этом Босов не оставил чётко сформулированного завещания: после его смерти началась затяжная борьба за его солидное наследство между партнёрами и родственниками.
«Восемь негритят пошли гулять затем, один не возвратился - и их осталось семь…»
В феврале 2022 года, в элитном посёлке Ленинское в гараже повесился 61-летний Александр Тюляков. Ранее он работал в «Газпром Трансгазе». На момент смерти Тюляков занимал пост заместителя гендиректора Единого расчётного центра «Газпрома» — это подразделение, которое выполняет функции казначейства. Содержание предсмертной записки, найденной при теле, не разглашается.
«Семь негритят махали топором, один себя перерубил - остались вшестером…»
А возобновилась череда таинственных смертей спустя 2 года после Босова – как раз со случая с коллегой бывшим коллегой Тюлякова. Первым после «перерыва» стал 60-летний руководитель транспортной службы «Газпром инвеста» Леонид Шульман. Он находился дома (особняк в Выборгском районе Ленинградской области) на больничном с травмой ноги. В январе 2022 года его тело нашли в ванной с ножом и предсмертной запиской, в которой говорилось, что он «не хочет быть инвалидом и обузой». Чуть ранее, в конце 2021 года, служба безопасности «Газпром инвеста» начала проверку транспортного блока по подозрению в завышении стоимости ремонта автопарка.
«Шесть негритят пошли в ульи играть, одного ужалил шмель - и их осталось пять…»
В мае 2022 года бывший топ-менеджер «Лукойла» Александр Субботин был найден мёртвым в подвале частного дома под Мытищами. По данным ТАСС, Субботин прибыл к местному шаману в состоянии сильного алкогольного и наркотического опьянения для проведения ритуалов вуду. В официальных документах указано, что Александр Субботин скончался от сердечной недостаточности.
«Пять негритят судейство учинили, засудили одного - осталось их четыре…»
5 июля 2022 Юрий Воронов, гендиректор подрядчика «Газпрома» на арктических проектах – компании «Астра Шиппинг», был найден мёртвым в бассейне на территории собственного участка в посёлке «Морские террасы» на берегу Финского залива. У него была прострелена голова травматическим пистолетом. По данным издания Baza (признано иноагентом), Воронов погиб через несколько дней после «конфликта с деловыми партнёрами из-за потери денег».
«Четыре негритенка пошли купаться в море, один попался на приманку - их осталось трое…»
А ранее, в апреле 2022 года полиция Испании на элитной вилле в курортном городе Льорет-де-Мар обнаружила тела трёх человек: женщина и девушка с колотыми ранами лежали в дома, а мужчина во дворе. В нём опознали бывшего топ-менеджера «Новатэка» Сергея Протосеню. Испанское следствие рассматривает версию, по которой Протосеня сначала убил свою семью, а потом покончил с собой. Рядом с телом Протосени были найдены топор и нож. Сергей Протосеня с 2002 года был главным бухгалтером «Новатэка» Леонида Михельсона, а в марте 2015 года вошёл в состав правления. Но уже в декабре 2015 года он внезапно ушёл из компании.
«Пошли в зверинец погулять все трое, одного загрыз медведь - и их осталось двое…»
В том же апреле 2022 года в квартире на Университетском проспекте в Москве были найдены тела трёх человек: мужа, жены и дочери. По предварительной версии следствия бывший вице-президент «Газпромбанка» Владислав Аваев на бытовой почве застрелил жену и 13-летнюю дочь, а после покончил с собой. После ухода из «Газпромбанка» он был совладельцем ООО «Карбоникс» - производителя костезамещающих углеродных имплантов. Вторым партнёром по этому бизнесу была дочь замглавы «Ростеха» Николая Волобуева. Также он владел долей в ООО «РТ-Карбон», принадлежащей «Ростеху» через АО «РТ-Проектные технологии».
Но все эти смерти объединяет не только странное, будто чья-то насмешка, совпадение с детской считалочкой (или сюжетом одноименного фильма «10 негритят»), и даже не только нефтегазовое прошлое или настоящее усопших, но и почти полное отсутствие информации о ходе следствия. Всегда всё завершается публикацией предварительной информации. И загадочным образом виновные в гибели всегда оказываются… уже мертвы. Эти случаи не комментирует никто из известных людей. Иногда только пробиваются обрывки информации о довольно странном ходе расследования. Согласно рассказам источника в Следственном комитете, на место гибели Алекандра Тюлякова оперативно приехала служба безопасности «Газпрома», просто выставили полицейских, следователей и криминалистов за пределы участка, и оцепили территорию…
Открыто высказывают своё мнение только анонимные телеграм-каналы. «СерпомПо» пишет, что таким образом силовики отжимают «Лукойл».
Экономический аналитик и специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин тоже считает, что за этими смертями просматриваются спецслужбы, которые устраняют людей, которые могут сболтнуть лишнее.
- Доказать сейчас ничего невозможно, пока не заговорят непосредственные исполнители. Есть подозрение, что избавляются от людей, которые могут проговориться, или в которых может проснуться совесть.
Версий случившегося может быть масса, и верных, и ошибочных. Однако, чем дольше молчат правоохранительные органы, тем более подозрительными выглядят все эти смерти, ведь никогда раньше топ-менеджеры так часто не кончали жизнь самоубийством…
Ну и если продолжать считалочку, то впереди еще два «кандидата».
«Двое негритят легли на солнцепеке, один сгорел - и вот один, несчастный, одинокий… Последний негритенок посмотрел устало, повесился - и никого не стало...»
Кстати, по сюжету того самого фильма «Десять негритят» убийцей в конечном итоге оказывается тоже своего рода «силовик» - судья. Правда, в конце он пустит себе пулю в лоб со словами: «Истинное величие судьи в способности покарать себя!»
Источник: newizv.ru
|