Главная » Новости » Тайны истории » Таинственные скрижали криптографии
Таинственные скрижали криптографии1129 5 душка 16.05.2021 | |
Известно немало таинственных — или «таинственных», кому как нравится — рукописей, написанных неведомыми авторами на неизвестном языке с использованием неизвестного алфавита. Этим манускриптам, предположительно, много сотен лет. Одни поддались упорным усилиям ученых, другие так и остаются загадкой. Загадкой остается и то, зачем их авторы создавали эти послания, прикладывая колоссальный интеллектуальный труд, какие откровения непременно хотели зашифровать и рассчитывали ли на разгадку. А есть и современные произведения, не менее таинственные, в том или ином роде. Подлинность этого таинственного кодекса предположительно XV века вот уже больше ста лет порождает бурные споры. Радиоуглеродный анализ, выполненный в Аризонском университете, показал, что материал рукописи можно датировать периодом между 1404 и 1438 годами, а анализ ее чернил, выполненный в McCrone Research Institute в Чикаго, подтвердил датировку.
Этот кодекс выглядит как научный труд, причем энциклопедического свойства. В нем — рисунки странных растений, которые не могут определить ботаники, алхимические приборы, карты созвездий, Солнца и Луны, человеческие тела… Они явно связаны какой-то общей системой, обещают некое интригующее откровение — если прочесть текст, прочесть который так никто и не смог.
Первым владельцем книги считают некоего алхимика Якоба Хорчицки, служившего лекарем при дворе Рудольфа II. На первой странице манускрипта обнаружена его подпись. Как книга попала к сему ученому мужу, пока не выяснено. Еще одним установленным владельцем книги был Георг Бареш (Georg Baresch), чешский алхимик. Книга попала в руки Иоганна Марци уже только после смерти Бареша.
Отосланная Иоганном Марци в Рим, таинственная книга осела еще на 250 лет в библиотеке Римской коллегии (ныне Папский Григорианский университет), пока в 1912 году не попала в руки антиквару Вилфриду Войничу, приобретшему у иезуитов в Риме три десятка старинных рукописей — кстати, мужу известной писательницы Этель Лилиан Войнич, автора «Овода». Войнич оценил загадку манускрипта и приложил немало усилий к восстановлению его истории и расшифровке. И вот с Войнича начинается доказуемая история существования манускрипта. Есть около десяток версий ее авторства и происхождения. Доказать, что книга написана рукой Роджера Бэкона однозначно невозможно. А самая смелая гипотеза гласит что автором книги был сам Войнич — якобы тот нашел письмо, обеспечивавшее рукописи происхождение, и затем связал свое произведение с Роджером Бэконом. Дело в том, что перед 700-летним юбилеем средневекового ученого (1912 год) пресса много писала о нем, и сам Войнич эту связь неоднократно подчеркивал — но это мог быть и просто прием человека, желавшего продать книгу подороже. Что, заметим, ему удалось, ибо за манускрипт были заплачены ошеломительные по тем временам $100000. Сейчас манускрипт Войнича хранится в Библиотеке редких книг Байнеке (Beinecke Rare Book And Manuscript Library) Йельского университета.
История расшифровки манускрипта Войнича тоже весьма драматична. Попытка расшифровать тайнопись стала главным — и неудачным — делом жизни одного из самых сильных и знаменитых мировых специалистов по шифрам и криптографии, профессора Пенсильванского Университета Уильяма Ньюболда (William R. Newbold). Во время Первой Мировой войны он работал на правительство США и считался одним из ведущих мировых специалистов по криптоанализу.
В числе тех, кто вслед за Ньюболдом пытался расшифровать манускрипт, были настоящие «звезды» криптоанализа, служившие в разведках нескольких стран. Среди них — Герберт Ярдли (Herbert O. Yardley), расшифровавший японский дипломатический код, криптоаналитик Уильям Фридмен (William F. Friedman), взломавший японский код PURPLE, и даже гениальный Джон Тилтмен (John H. Tiltman), считающийся лучшим британским криптоаналитиком всех времен. Во время Второй мировой войны он руководил британским дешифровальным разведцентром в Блетчли-парк и лично участвовал во взломе кодов немецких шифровальных машин Enigma и Lorenz. Все они независимо друг от друга утверждают, что язык манускрипта Войнича — синтетический. Но понять и выстроить логику построения слов и фраз так никто и не сумел.
Более современные версии, построенные уже с применением цифровых технологий, дают новую пищу для расшифровок, в частности версию о том, что текст написан двумя разными почерками на двух разных языках или диалектах, либо использование автором двух разных алгоритмов шифрования. Появились и новые данные в пользу версии, что манускрипт — это все-таки не абракадабра, а осмысленный текст. Одновременно с этим существуют и версии подделки, каждая из них имеет своих горячих сторонников и убежденных противников. Выдающиеся ученые — лингвисты, математики, филологи, психологи ожесточенно спорят над таинственным документом, как студенты. В настоящее время над расшифровкой манускрипта работают десятки добровольцев по всему свету, объединенных в онлайн-сообщество на сайте www.voynich.net. Как бы то ни было, автор документа, который полтысячелетия будоражит изощренные умы, был, несомненно, очень талантливым человеком. Кодекс Рохонци: таинственная рукопись или мистификация трансильванского антиквара
Изучение бумаги Кодекса Рохонци показало, что она, вероятнее всего, была изготовлена в Венеции в начале XVI века. Расшифровать Кодекс пока никому не удалось, есть только некоторые версии. И это — практически все, что об этом документе известно доподлинно. Проще говоря, почти ничего неизвестно.
Кодекс Рохонци хранился в коллекции аристократического рода Батциани из венгерского города Рохонци (теперь это г. Рехниц, Австрия). В 1838 году граф Густав Батциани преподнес манускрипт в дар Венгерской академии наук, и в ее коллекции он и хранится поныне. Первые попытки изучить и расшифровать Кодекс относятся к началу XIX века. Его изучал венгерский ученый Ференц Толди в 1840 г, профессор Пражского университета Иозеф Иречек, вместе с сыном Константином, исследовал его в 1884-1885 годах. Над ним трудился Бернгхард Юнг, профессор Университета Инсбрука, и некоторые другие исследователи и даже художники. Кодекс не сдался. И как следствие, родилась скандальная версия, что Кодекс Рохонци — подделка, дело рук талантливого венгерского историка-антиквара, мистификатора, трансильванца Литерати Самуила Немеша, жившего в начале XIX века.
Немеш был знаменитым в свое время любителем и коллекционером древностей, занимался историографией, лингвистикой, был крупным меценатом и антикваром. Помимо прочего, он торговал старинными дворянскими грамотами, дипломами, антикварным оружием. Немеш был не чужд разнообразных националистических настроений, популярных в эпоху романтизма первой трети XIX века, и употребил свой талант на то, чтобы обеспечить свою страну политически значимыми «первоисточниками». После его смерти в середине XIX века последовала серия скандальных разоблачений и выявления немалого количества поддельных артефактов. Среди них — пергамен с молитвами времен венгерского короля Андраша I (1046-1060), деревянная книга Туроц, которую получила от Немеша Венгерская Академия Наук. Это «открытие» повлекло за собой тщательное исследование всего «наследия» Самуила Немеша и обнаружение поддельных книг, древних карт, фрагментов текста и других предметов не где-нибудь, а в библиотеке Академии наук, уважаемых антикварных собраниях, музеях и других местах. Под подозрение попал и Кодекс Рохонци. Но доказательств, что это именно подделка, оказалось все же недостаточно.
Язык, на котором написана рукопись, неизвестен. Некоторые исследователи, уверенные в подлинности Кодекса, считают, что это может быть древневенгерское рунное письмо. По другим данным, в Добрудже (область в Румынии) аналогичные буквы или символы выгравированы в старых пещерах. Версий остается немало: язык даков, раннерумынский, язык половцев, даже хинди. Систематическое исследование символов было впервые предпринято Отто Гиурком в 1970 г. Он искал повторяющиеся последовательности, чтобы найти направление письма (именно ему принадлежит версия, что страницы написаны справа налево, сверху вниз). Венгерский лингвист Миклош Локсманди сделал несколько компьютерных исследований текста в середине 1990-х годов. Он подтвердил выводы Гиурка, добавив при этом и несколько своих: символы "i" и "ii" — это разделители предложений , а падежных окончаний, которые обычно характерны для венгерского языка, в текстенет. Румынский филолог Виорика Еначик предложил свою версию перевода — это якобы история валашских людей в их противостоянии половцам и печенегам. Еще один исследователь Кодекса Рохонци — индиец Махеш Кумар Сингх — утверждает, что Кодекс написан на региональном варианте письма брахми, который он может читать. Кодекс, каким его читает Сингх — это начало апокрифического Евангелия, ранее неизвестного, с вступлением из молитв, переходящим в повествование о младенчестве Иисуса. Как бы то ни было, загадка Кодекса, пришедшая то ли из глубин Средневековья, то ли из мастерской трансильванского умельца, остается до сих пор неразгаданной. «Волшебные скрижали» из Касселя
Маленький немецкий городок Кассель, что в земле Гессен (ФРГ), знаменит тем, что именно там в начале XIX века жили и собирали фольклорный материал для своих сказок знаменитые братья Гримм. Известен он и старинным Университетом с уникальной библиотекой, основанной в XVI веке и содержащей множество древних рукописей. В ней хранятся манускрипты алхимиков, никому не ведомых поэтов и даже документы, прочесть которые пока никто не сумел. В 2012 году ее отдел рукописей приобрёл у частного коллекционера фолиант, который специалисты датировали началом XVIII века. В нем содержатся 86 листов рукописного текста, наполненного таинственными знаками — алхимическими и магическими символами.
— Мы с самого начала предположили, что рукопись написана, скорее всего, на немецком языке, а в ходе зашифровки текста немецкие буквы заменялись другими символами, — рассказала Сабина Людеманн. — При их исследовании мы выделили слова с повторяющимися символами, предположив, что в них повторяются буквы немецкого алфавита, а короткие слова, состоящие из одного, двух, трёх символов, являются артиклями. В итоге получилась таблица, где каждый символ соответствовал определённой немецкой букве.
— После того, как мы расшифровали и прочитали весь текст, то увидели, что перед нами руководство по магической практике, — объяснила Бригитта Пфайль. — В нём рассказывается о различных духах и способах их привлечения на свою сторону, чтобы с их помощью получить золото, серебро и другие материальные блага, а также помещены описания ритуалов, заговоры и заклинания для наложения любовных чар. Так же в манускрипте есть и заговоры от болезней; перечисляются духи, которые смогут излечить человека, если их привлечь на свою сторону, и множество других полезных сведений. В манускрипте много и христианской лексики. Говорится в нём об ангелах и архангелах, а имя Иисуса Христа упоминается не только на немецком языке, но и на греческом, латыни и древнееврейском. Автор «Волшебных скрижалей» остался неизвестен, хотя историки предполагают, что это был ученый человек, возможно, представитель какого-то тайного общества. Удача в расшифровке манускрипта-криптограммы почти трехстолетней давности скорее исключение, чем правило. Авторы открытия вполне могут начать искать сокровища, сверяясь с этим руководством, однако, по их заявлению, ни искать клады, ни вызывать духов они пока не планируют. Дневники и трон Джеймса Хэмптона
Таинственные криптограммы оставляли потомкам не только в Средние века. В Смитсоновском Национальном музее американского искусства в Вашингтоне посетителей неизменно привлекает удивительнейший арт-объект — причудливый сверкающий золотой трон в окружении не менее причудливых композиций непонятного назначения. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что все это золотое великолепие – композиция из кусочков конфетной фольги, консервных банок, картона, обрезков металла, фрагментов старой мебели и домашней утвари и тому подобного мусора. Композиция представляет собой несомненное произведение искусства, жанр которого никто не берется определить. Он описан в самой разной литературе, и многие авторы часто определяют этот жанр как мистический. Но не менее интересен таинственный текст, известный как «Дневники Хэмптона», о котором ниже.
Автор загадочной композиции — художник Джеймс Хэмптон. Вернее о том, что он художник, никто долгое время и не догадывался. Скромный афроамериканец, сын фермера, ветеран военной службы, работал уборщиком при государственном Управлении общих служб США до самой своей смерти в 1964 году. Сотрудники вспоминают Джеймса, как тихого очкарика, постоянно где-то пропадающего по ночам. В 1950 году Хэмптон снял гараж в пригороде Вашингтона, сказав его хозяину «Мне нужно закончить один проект». Однажды, спустя 14 лет, от очень аккуратного съемщика не поступила арендная плата, и хозяин явился в гараж с вопросами. И обнаружил этот самый «Трон Третьего Неба Наций Тысячелетия Генеральной Ассамблеи» — так Джеймс Хэмптон назвал свое произведение. Объяснений от автора уже никто не смог получить — Хэмптон умер от рака в 1964 году в Больнице Ветерана в Вашингтоне. Но таинственные надписи — не единственная загадка, оставленная автором трона.
Упомянутые выше «Дневники Хэмптона» были также найдены в гараже. Это 104 страницы знаков, похожих на буквы. Лингвистический анализ показал, что дневники вовсе не являются абракадаброй, порожденной больным разумом: этот набор символов не бессмыслен. Сегодня немало специалистов пытаются расшифровать «Дневники», чтобы понять тайну его удивительного мистического мира. Они ищут ключи к этим шифрам в композиции Трона. Родственники вспоминали, что Джеймса с 22 лет посещали видения, а сам Хэмптон именовал свои записи «Книгой Семи Диспенсаций Святого Иоанна». То, что хотел таким удивительным способом поведать человечеству Джеймс Хэмптон, пока остается тайной. Codex Seraphinianus — книга не для чтения
Полное название книги — Кодекс Серафинианус (Codex Seraphinianus). Второе слово — аббревиатура, расшифровывается по-английски как «Strange and Extraordinary Representations of Animals and Plants and Hellish Incarnations of Normal Items from the Annals of Naturalist/Unnaturalist Luigi Serafini» («Странные и необычные представления животных, растений и адских воплощений из глубин сознания натуралиста/антинатуралиста Луиджи Серафини»).
Книга с первого взгляда напоминает классические средневековые научные трактаты: на каждой странице изображён определенный объект, действие или явление; аннотации написаны на выдуманном языке. Эта книга действительно являет собой подробную энциклопедию некого странного мира, где есть флора и фауна, население и обычаи, архитектура и домашняя утварь. Иллюстрации — это отображения фантастических существ и предметов в качестве совершенно реальных и правдивых, и даже научно обоснованных.
Так или иначе, Codex Seraphinianus останется одной из интереснейших книг в истории человечества и, возможно, самым странным литературным артефактом ХХ века. Возможно, лет через 300 им займутся филологи и лингвисты, которые будут гадать о том, что же хотел поведать миру автор и в какой части книги заключено послание. | |
|
Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КОММЕНТАРИИ:
| |
ПОПУЛЯРНОЕ: